Экономическое чудо, Кобзон и загадочный Алханай

Что посмотреть в Агинском округе — на самой границе с Китаем и Монголией
Штыки на мемориале Славы возвышаются над поселком. Современный, ухоженный населенный пункт — таким Агинское стало в начале двухтысячных.
Штыки на мемориале Славы возвышаются над поселком. Современный, ухоженный населенный пункт — таким Агинское стало в начале двухтысячных.

Скульптура Даши Намдакова «Четверо дружных».
Скульптура Даши Намдакова «Четверо дружных».
Памятник Бабже Барас-батору. Этого богатыря агинские буряты почитают как непримиримого борца за освобождение своих земель от маньчжуров.
Памятник Бабже Барас-батору. Этого богатыря агинские буряты почитают как непримиримого борца за освобождение своих земель от маньчжуров.

Агинское (или, как все привыкли говорить, Ага) — крупный населенный пункт в Забайкалье. Он стоит посреди Агинской степи в долине одноименной реки. История поселка насчитывает почти два с половиной века, а история народов, которые живут в этом поселке, уходит корнями в глубокое прошлое.

Река с женским именем

Агинское находится в непосредственной близости от государственной границы России. Расстояние от него до Монголии составляет менее 100 километров, а до ближайших китайских рубежей — всего около 250 километров.

Через этот населенный пункт проходит одна из основных магистралей, которая связывает Россию с Маньчжурией. Эта область на севере КНР в разные периоды своей истории тоже обладала собственной сильной государственностью.

Агинское сочетает в себе черты разных традиций. Здесь соседствуют памятники с общероссийской символикой, монументы советской эпохи, декоративные элементы, свойственные буддизму.

Западная культура здесь переплетается с восточной, древность — с современностью. Золотые купола православного Свято-Никольского храма, разместившегося в центре поселка, соседствуют с башенками и крышами зданий в стиле китайских пагод. Их гармонично дополняют разноцветное колесо обозрения в городском парке и шпили штыков на мемориале Славы. Все вместе создает неповторимый мозаичный, но очень привлекательный облик поселка.

Окружающие сопки, степи, леса и озера овеяны историями и легендами, в которых слышны отголоски сказаний разных времен и народов.

Вот одна из них. Про то, откуда берутся воды реки Аги. Давным-давно здесь жила девушка. Была она невиданной красоты. Звали ее Ага. Когда девушка была еще ребенком, ее сосватали за сына местного богача. Но когда Ага выросла, она влюбилась в богатыря Баира — пастуха из соседнего улуса. Это заметили окружающие, и богач сделал так, что Баир пропал. Его обвинили в порче лошадей и сослали на каторгу. А девушку похитили у родителей — так требовал обычай — и в скором времени выдали замуж за сына богача.

Это была большая свадьба, на которую съехались гости со всей степи. Ага беспрекословно выполнила все обряды, но в ночь после венчания незаметно выскользнула из юрты, которую поставили для новобрачных, и убежала. На рассвете она подошла к небольшому ручью, бросилась в него и утонула. После этого ручей превратился в полноводную реку. Она заструилась изгибами через степь и протекла через селение, которое было родиной Аги. С тех пор имя красавицы стало названием водоема. Потом это название получило и само селение, в котором родилась девушка.

Экономический рывок

А вот история, которая тоже выглядит как сказочная, но является вполне современной и правдивой.

Агинское — это уютный и ухоженный поселок. Центр его образуют несколько улиц, застроенных красивыми многоэтажными зданиями. Вдоль транспортных артерий тянутся благоустроенные пешеходные тротуары — с клумбами, скамейками и декоративными фонарями. Скверы и аллеи украшены памятниками, скульптурами, арт-объектами и прочими архитектурными композициями. На главных площадях летом работают фонтаны. Агинское создает впечатление экономически благополучного поселка. Это благополучие зародилось в 1990-х годах. В то время некоторые регионы России могли открывать у себя особые оффшорные зоны. В их числе оказался и Агинский автономный округ, где была организована такая зона.

Льготный режим налогообложения привлек сюда многие крупные федеральные компании. Еще в конце девяностых округ был одним из беднейших субъектов в стране, где уровень бедности составлял 97% от общего числа населения округа. Но уже в начале следующего десятилетия акции сырьевых компаний подскочили в цене, и налоги от сверхдоходов лавиной хлынули в бюджет Агинского. Их вкладывали в сельское хозяйство и развитие предпринимательства. В то время рост поголовья скота в Аге был самым высоким в России. Одновременно развивались производство и малый бизнес.

Взлету экономики этого региона способствовало неожиданное выдвижение в депутаты Госдумы РФ от Агинского автономного округа Иосифа Кобзона. Это произошло в 1997 году. В других регионах над этой затеей сначала посмеивались, а затем стали люто завидовать. Местная пресса так описывала приход народного артиста в Агу: «В свой первый приезд Иосиф Кобзон привез не только песни. На нужды буддийского храма — 100 млн рублей; Свято-Никольскому храму — 50 млн рублей; окружной больнице — 35 млн рублей, плюс обещание выделить 100 тысяч долларов для приобретения медицинского оборудования; местному АТП — 10 автобусов…» — так начался золотой дождь, пролившийся на Агинское.

Вдобавок Кобзон стал приглашать в бурятский поселок на окраине страны многих известных бизнесменов и деятелей искусства. Благодаря им проблемы Агинского плотно вошли в федеральную новостную повестку.

Когда в 1997 году в Агинском была засуха, ущерб возместили из бюджета страны. Наводнение 1998 года было компенсировано путем списания всех долгов округа. Это было сделано за счет Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Во многом благодаря усилиям Кобзона федеральные средства стали щедро поступать на развитие медицины, образования, спорта и культуры Агинского. В короткие сроки здесь были построены и оборудованы новые больницы и поликлиники. На территории округа появились волейбольные и футбольные площадки, боксерские ринги, физкультурно-оздоровительные комплексы и плавательные бассейны.

Стараниями Кобзона был придан статус национального парка и обеспечено финансирование природному комплексу Алханай. Это одна из наиболее почитаемых буддийских святынь. Обязательно посетите это место, если окажетесь в Агинском округе. Нужно обязательно сходить на экскурсию, которую проводят парни, обучающиеся на лам. Остановиться можно в комфортном домике или в палатке. Многие специально едут на Алханай, чтобы укрепить дух и тело — именно в этом месте находятся целебные источники.

21 год Кобзон представлял Агинское в Государственной думе. За этот период он сумел дать развитию поселка и района в целом такой импульс, который будет ощущаться еще долгое время.

В 2018-м Кобзон ушел из жизни. Но в Агинском память о нем увековечена в виде памятника, который установлен в Аллее героев около местного краеведческого музея.

Национальная героиня

На въезде в Агинское гостей встречает скульптура Бальжин-хатан. Это реальная историческая личность и одновременно легендарный персонаж бурятского эпоса. С ней связана история основания бурятской нации.

Когда монголы в XIII веке создали в степи свою державу, народ хори был насильно уведен на территорию современной Монголии и долгое время пребывал там в зависимости то у одного нойона, то у другого.

Так продолжалось три века, пока предводительницей хори не стала красавица Бальжин-хатан. Бальжин вышла замуж за Дай Хунтайжи — сына знатного монгольского нойона Буубей-Бейли — и в качестве приданого получила во владение одиннадцать хоринских родов.

Будучи сама по матери из народа хори, Бальжин предложила подданным вернуться в родные земли в Забайкалье. Под ее руководством они перегнали свои стада в долину реки Урулюнгуй (в районе современного Краснокаменска). Чтобы вернуть беглецов, Буубей-Бейли послал большой отряд. Между хори и монголами произошел бой. Хори сражались яростно, но проиграли битву и в спешке отступили за Онон и Агу. Монголы кинулись вслед. Видя, что они скоро догонят ее народ, Бальжин сказала людям: «Приближается погоня. Я могла бы ускользнуть от них, но Буубей Бейли настигнет вас и убьет всех. Поэтому лучше мне сдаться им. Взяв мою голову, они успокоятся и уйдут прочь». После этих слов хори бежали дальше, а Бальжин, надев лучший наряд, осталась ждать. Когда враги схватили ее, они отрезали ей груди и бросили их в озеро. Отчего вода в нем стала белой. С тех пор это озеро стали называть именем Бальжин. Оно находится на территории современного Агинского Бурятского округа. По-русски озеро называется Бальзинское.

Впоследствии спасшиеся хори закрепились в Забайкалье.

Культурная столица

Современное Агинское стоит в одном ряду с такими городами, как Лондон, Сингапур, Алматы, Казань, Кызыл, Альметьевск, Красноярск, п. Усть-Ордынский. Все эти населенные пункты объединяет один признак: любовь к творчеству российского скульптора Даши Намдакова. В каждом из них установлена хотя бы одна работа этого автора.

В Агинском шедевр бурятского гения находится в сквере на одном из центральных перекрестков. Скульптура представляет собой пирамиду из животных. В основании — слон. На его спину забралась обезьяна. У нее в лапах — заяц. На спине зайца — птица. Название скульптуры — «Четверо дружных». Она создана по мотивам древней буддийской притчи. В ней животные смогли объединить свои усилия, чтобы дотянуться до верхних, самых вкусных плодов дерева. Кроме этого, композиция содержит много мелких деталей, которые привносят в понимание замысла художника свежие смыслы. Также при разном свете и в разное время дня, под разными углами зрения — при каждом новом взгляде на скульптуру появляются все новые и новые подробности изображения. Поэтому всякий раз проходя мимо, можно увидеть в скульптуре то, чего не замечал раньше.

Даши Намдаков родился в Забайкалье, в бурятском селе Укурик. До семи лет он не говорил по-русски, и весь мир, который окружал его, был соткан из образов, сказок и легенд его малой родины.

«В детстве у меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами», — рассказывал Намдаков в одном из интервью. И в течение всей своей жизни — по собственному признанию ваятеля — он старается как можно больше и ярче сохранить эти детские впечатления. Поскольку именно они являются главной основой его неповторимого творчества.

Намдаков — сакральный художник. Его скульптуры установлены во многих местах силы — в Тыве в месте географического центра Азии, на острове Ольхон, в Горной Шории и в других подобных местах. Считается, что своим присутствием работы Намдакова многократно усиливают то место, в котором они установлены. Так же и в Агинском: его шедевр стал одним из главных стилеобразующих объектов поселка и поставил его в один ряд с крупнейшими культурными столицами мира.

Бурятский Робин Гуд

С конца XVII века в монгольских и бурятских землях стало распространяться явление сайнэров. Так здесь называли людей, которые уводили скот у богатых и раздавали его бедным. На русский «сайнэр» переводится как «добрый молодец», «удалец». Народные легенды всегда сочувствовали сайнэрам и приписывали им необыкновенные мастерство, ловкость и ум. По преданиям, они искусно владели бичом, ургой и арканом. Кроме того, у них был собственный кодекс чести. Сайнэр не должен был воровать ради наживы, не мог убивать, не должен был заниматься торговлей и был обязан охранять простой народ от произвола властей. Сайнэрами, в частности, был прадед и дед вождя монгольской революции Сухэ-Батора.

В Агинском в одном из самых оживленных мест поселка установлен памятник бурятскому народному герою Бабже Барас-батору. («Барас» переводится на русский как «барс» или «человек, обладающий силой барса»). Этого богатыря агинские буряты почитают как непримиримого борца за освобождение своих земель от маньчжуров в XVII веке и как радетеля за объединение восьми бурятских агинских родов.

Сайнэры составили основу отряда Бабжи. Изначально он занимался тем, что совершал набеги на стада маньчжуров и уводил их лошадей и прочий скот. Впоследствии он перешел на открытые столкновения с маньчжурами и около 30 лет сдерживал проникновения южных соседей на бурятские земли.

В культуре восточных бурят образовался целый культ, посвященный этому герою. Многим географическим объектам в Забайкалье и Бурятии присвоены названия, связанные с его именем или его деяниями. Так, в Агинской степи есть местность, название которой на русский переводится как «сосны-воители». Однажды отряд Бабжи попал в ловушку, настигнутый численно превосходившим войском противника. Но увидев неподалеку сосновый бор, он приказал своим воинам развести в этом небольшом лесу множество костров. В наступивших сумерках сосновый бор показался маньчжурам огромной армией, разбившей лагерь посреди степи. Подобру-поздорову они убрались восвояси. А сосновый бор стал почитаться бурятами как священный.

В настоящее время ежегодно агинские буряты проводят игры по национальным видам спорта, посвященные Бабже Барас-батору.

Штыки Агинского

Над Агинским на склоне высокой сопки размещена стела, состоящая из трех белоснежных штыков, поставленных вертикально в небо. Это мемориал Славы, посвященный воинам Агинского района — участникам различных войн и конфликтов, в которых они принимали участие. Это и Великая Отечественная, и советско-японская, и более поздние афганская и чеченские войны.

Высота штыков мемориала 25 метров. Их можно увидеть с любой точки поселка и окружающей степи. Природная возвышенность и стела, созданная руками человека, как бы дополняют друг друга, образуя единую величественную композицию поклонного комплекса.

У подножия стелы на бетонной площадке горит Вечный огонь, а вокруг установлена боевая техника. Это легендарные БТР-70, БМП 1, фронтовое 76-миллиметровое противотанковое орудие и 120-миллиметровая пушка-гаубица.

Агинский мемориал Славы хорошо просматривается с автомагистрали, которая ведет в Маньчжурию. Эту дорогу командующие японской армией хотели использовать для молниеносной атаки на территорию Советского Союза в случае безуспешных военных действий Красной армии на Западном фронте. Для этого в Маньчжурии японцы построили железную дорогу от Тихого океана до города Хайлар. Здесь всего в полутора сотнях километров от границы японцы планировали сосредоточить значительные силы для главного удара по нашей стране.

К счастью, этому плану не суждено было сбыться, но мемориал Славы в Агинском служит также и предостережением для тех, кто в будущем захочет посягнуть и на земли восточных бурят и в целом на российскую территорию.

Cправка

Добраться до Агинского из Иркутска проще всего с пересадкой в Чите.

Стоимость проезда до Читы на железнодорожном транспорте начинается от 1500 руб. Время в пути составит 18—20 часов.

В Чите на привокзальной площади нужно сделать пересадку на рейсовый автобус или маршрутное такси. Проезд от Читы до Агинского обойдется в 400 рублей и займет около 2,5 часа.

Можно также из Иркутска напрямую доехать на поезде до станции Могойтуй (35 км от Агинского). Это путешествие по времени займет ровно сутки, а по стоимости составит 3000—3500 рублей, в зависимости от класса вагона. Далее до Агинского можно добраться на любом проходящем рейсовом междугороднем автобусе.

Пешеходный мост через реку Агу. Приятно здесь, должно быть, прогуляться теплым летним вечером.
Пешеходный мост через реку Агу. Приятно здесь, должно быть, прогуляться теплым летним вечером.