«Другие люди» и женщина со сковородкой
В одном из отдаленных районов Ленинградской области, среди глухих лесов, вблизи загадочного урочища и странных дырчатых курганов, была когда-то деревня под названием Осиново. Жила она закрыто и обособленно. В окрестных селах поговаривали, что населяют ее сплошь колдуны да ведьмы. Жителям деревни приписывали дружбу с лесным народом, с так называемыми «другими», которые заманивают в свои дебри простой смертный люд и сживают со свету.
По следам таинственной деревни
Художница Инна Борисова — выпускница института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук ИРНИТУ — узнала об этой загадочной закрытой деревне около двух лет назад, еще будучи студенткой. Легенды об Осиново, былины о дружбе местных жителей и потусторонних «других» не оставили девушку равнодушной. Инна списалась с ребятами из Санкт-Петербурга, которые собирают материал о тех таинственных местах (ездят в экспедиции, разыскивают старожилов), и тоже стала искать и изучать информацию. Позже Инна и сама переехала в город на Неве, а прошлым летом в компании краеведов-любителей лично побывала недалеко от тех мест, побеседовала с людьми, некогда общавшимися с осиновцами.
— Удивительно, что все эти свидетельства о таинственной деревне касаются не стародавних времен, а относительно недавнего советского прошлого — 70-х годов прошлого века, когда, казалось бы, вся жизнь была на виду, когда ни мистика, ни верования не поощрялись, — рассказывает девушка. — Самой деревни Осиново сейчас уже нет — ни на карте, ни в действительности. Все, что осталось — лишь фрагменты фундаментов. А вот истории о способностях местных жителей, о конкретных людях — колдунах и ведьмах — в народе все еще живы и передаются из поколения в поколение.
Итак, со слов Инны, по воспоминаниям старожилов, когда из близлежащих деревень кто-то терялся в лесу, встревоженные родные и близкие обращались к осиновцам. И если тем в свою очередь удавалось договориться с «другими», то заблудившиеся благополучно выходили из леса.
— О местах, где гостили, они отзывались благодушно, рассказывая о танцах, пирах и угощениях, о стране лесных людей — щедрой и красивой, — рассказывает девушка. — При этом урочище Либежгора и курганы с загадочными дырами, в отличие от деревни, никуда не делись. Именно там, согласно быличкам, проводили свои обряды, выходили на связь с «другими» осиновские колдуны и ведьмы. Места эти и поныне считаются таинственными.
Встретилась с «другими» и сошла с ума
Личное общение со старожилами, их рассказы и свидетельства вдохновили художницу Инну Борисову на создание коллекции фарфоровых кукол. Богиня Либежа, которая похищала грудных ребятишек у молоденьких мам, уснувших у люлек; колдунья Дуня Воробьева, вечно ругавшаяся в пустоту, но способная возвращать людей с того света; добрый седой дед, не раз выходивший на помощь к заблудившимся в лесу… В общей сложности коллекция Инны насчитывает 20 шарнирных фарфоровых кукол. И у каждой своя история.
— Здесь есть и «другие», и ведьмы из Осиново, и жители окрестных сел, соприкоснувшиеся с потусторонним. Вот, например, бабка со сковородой, жившая некогда в деревне поблизости с Осиново, — поясняет Инна, знакомя нас с одной из кукол — седовласой бабкой в красных одеждах. На лице старушки читается каждая морщинка, во взгляде — абсолютное безумие, сумасшествие.
— В деревне, где жила эта бабушка, я была прошлым летом. О ней там помнят, о ней рассказывают. Дело было в 70-х. Она ушла по ягоды и не вернулась. Односельчане обратились к ведьме, и она помогла. Но встреча бабушки с «другими» не прошла бесследно. С той поры она вела себя странно — крошила в дыры хлеб, разговаривала с лесным народом, сетовала, что он ее преследует, не отпускает. В конце концов, сложив в доме поленья и поставив на костер сковороду, старушка подожгла свой дом и едва не погибла. Свои дни она окончила в Ленинграде, в советской психиатрической больнице.
Из Петербурга в Иркутск
На создание кукол по мотивам быличек у художницы ушло чуть более полугода. Работала Инна Борисова в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, в задании Невского завода. Лепка, шлифовка, многослойная роспись — чтобы добиться реалистичности, детально прорисовать родинки, морщинки, тени, голову каждой куклы мастерица обжигала по шесть-семь раз.
— Сначала я создавала прототип из твердого скульптурного пластилина, потом снимала гипсовые формы, заливала фарфор. Следующий этап: шлифовка, роспись, обжиг, создание образа, — поясняет художница. — Одежда ведьм, колдуний и прочих персонажей достаточно простая — костюмы деревенских жителей 70-х годов изысков не предполагали, но чтобы добиться достоверности, пришлось пофантазировать. Наряду с фарфором в изготовлении кукол применялись волосы из козьей шерсти, ткани, в том числе с шелкографией, а также замша, фетр, кожзам и немножко бисера.
Не сталкивалась ли художница с волшебством и магией в ходе работы над коллекцией? В ответ на этот вопрос Инна поясняет:
— 20 хрупких фарфоровых кукол мне удалось доставить в Иркутск из Санкт-Петербурга. В целости и сохранности, без потерь, в ручной клади. В этом, я считаю, главное волшебство, — говорит Инна. — А вообще, основную свою задачу я видела в том, чтобы рассказать историю. Рассказать через персонажей, через фарфоровых кукол, а в конечном счете через людские страхи. Богиня, которая уносила детей, «другие», которые заманивали и уводили путников — все эти истории прежде всего о нем — о страхе перед неизведанным и непонятным.
Познакомиться с куклами Инны Борисовой, с персонажами быличек о Либежгоре и таинственной деревне можно в Музее истории города Иркутска. Работа выставки продлится до середины декабря.