Дорожники Ивановы со станции Зима

Дело родоначальника династии Ольги Диомидовны продолжает ее сын Олег Владимирович
«В дорожники я попала совершенно случайно, так сложились обстоятельства», — рассказывает Ольга Диомидовна Иванова из Зимы. И в эти слова трудно поверить: более сорока лет отдано строительству дорог, в Зиме сложилась настоящая династия Ивановых. Сын Ольги Леонидовны, Олег Владимирович, сейчас руководит филиалом «Зиминский» Дорожной службы Иркутской области
«В дорожники я попала совершенно случайно, так сложились обстоятельства», — рассказывает Ольга Диомидовна Иванова из Зимы. И в эти слова трудно поверить: более сорока лет отдано строительству дорог, в Зиме сложилась настоящая династия Ивановых. Сын Ольги Леонидовны, Олег Владимирович, сейчас руководит филиалом «Зиминский» Дорожной службы Иркутской области

Эта база Зиминского филиала ДСИО начала строиться в 1978 году, это хорошо помнит героиня нашей публикации, родоначальник династии дорожников из Зимы Ольга Иванова. Ее сын возглавляет сейчас филиал «Зиминский», и, как видите, третье место среди семнадцати филиалов Приангарья!
Эта база Зиминского филиала ДСИО начала строиться в 1978 году, это хорошо помнит героиня нашей публикации, родоначальник династии дорожников из Зимы Ольга Иванова. Ее сын возглавляет сейчас филиал «Зиминский», и, как видите, третье место среди семнадцати филиалов Приангарья!

Из простого нормировщика Ольга Иванова доросла до директора районного предприятия по эксплуатации и строительству дорог. Более 40 лет (с небольшими перерывами) отдала данной отрасли. Своими достижениями повлияла на выбор профессии сына Олега (вернее теперь уже сказать, Олега Владимировича, как она сама его называет, находясь на работе) — он пошел по ее стопам и сейчас возглавляет филиал «Зиминский» Дорожной службы Иркутской области. А буквально на днях вернувшийся из армии внук Дмитрий написал заявление о том, чтобы и его приняли сюда на работу: готов начать с обычного рабочего. И это еще не все: внучка Ксения, которая учится на геодезиста, нынешним летом успешно прошла в филиале практику... Так что династия дорожников Ивановых в Зиме продолжится еще как минимум на одно поколение.

Отчество по должности

— Сама я из Забайкалья, Приаргунский район, который находится на границе с Китаем, — рассказывает Ольга Диомидовна. — Нас у мамы было шестеро. Учиться уехала в Улан-Удэ в сельхозинститут (ныне академия). Получила диплом экономиста. Вышла замуж и вместе с супругом Владимиром Михайловичем отправилась сюда, в Зиму. Он — на здешнюю ветеринарную станцию главным врачом, я же со своим образованием какое-то время никак не могла найти себе места. Когда сыну было примерно 10 месяцев, муж как-то после работы рассказал, что был в районной администрации и узнал, что в ПДУ-2187 (производственно-дорожный участок) требуется нормировщик. В принципе, тот же экономист, только рангом пониже. Естественно, я решила, что нужно идти, пока есть куда. С одним-то кормильцем в семье во все времена непросто было. Сыну сначала нашли бабушку-няньку, а потом в ясли устроили. Однако парень он был с характером, часто ни в какую не хотел с мамой расставаться по утрам, а потому иной раз приходилось его брать с собой на работу. До сих пор перед глазами картина — я сижу, какие-то документы пишу, а он рядом копошится и никого ко мне не подпускает. Вот так в 1977 году мы вместе с Олегом и начали вникать в дела дорожной отрасли.

Три года отработала нормировщиком, а потом начальник нашего участка Сергей Антонович Египко вдруг предложил мне место главного инженера. Занимавший эту должность Николай Степанович Зеткин ушел на химзавод, а найти ему замену было трудно — зарплаты у дорожников были совсем невеликие (на других предприятиях района при одинаковых должностях можно было зарабатывать почти в два раза больше). Честно скажу, я долго отказывалась. Ответственная была, считала, что образование не позволяет мне занимать это место. Я экономист, а тут технари нужны. Однако Сергей Антонович был настойчив — пообещал, что все производственные дела на себя возьмет, мне оставит привычное занятие — работу с документацией. Сдалась в итоге. Надо сказать, что в коллективе назначение 28-летней по сути девчонки на столь высокую должность, которую раньше занимали исключительно умудренные опытом специалисты мужского пола, приняли спокойно и с пониманием. Не устану повторять, что коллектив у нас тогда был просто замечательный.

Большую помощь оказал Юрий Валентинович Шеин. Будучи дорожным мастером, то есть находясь у меня в подчинении, он негласно взял надо мной шефство. Знакомил с технологией, рассказывал, что, где, как. Чуть позже меня отправили на курсы повышения квалификации в Мамонтовку (Московская область). В областном управлении в то время очень хорошо была поставлена работа: собирали в начале строительного сезона — объясняли, советовали, учили. При такой поддержке я достаточно быстро, что называется, въехала в техническую часть, разобралась со всеми нюансами новой должности.

Помню, как меня после назначения первый раз привели в районную администрацию знакомиться. «Меня зовут Оля», — представилась я заместителю главы администрации Анатолию Евдокимовичу Почкаеву. На что он, улыбнувшись, сказал: «Теперь уже к имени вполне можно и отчество добавлять, должность позволяет». Вот так и стала Ольгой Диомидовной...

Начало пути

— Когда устроилась в ПДУ, контора наша находилась на улице Сидельникова, — продолжает Ольга Диомидовна. — Нынешнюю базу строили уже при мне, это была заболоченная местность на окраине города. Пустырь и никаких дорог. Первые постройки, гаражи, котельная и склад, появились в 1980 году благодаря местному отделению Иркутсксельстроя. Чуть позже рядом с базой было возведено несколько двухквартирных благо­устроенных домов для работников к тому времени уже ДРСУ (дорожное ремонтно-строительное управление). Контора в ее нынешнем двух­этажном исполнении была построена в 1984-м.

Потихоньку начали обрастать и техникой. Здесь нам посильную помощь всегда оказывало Восточно-Сибирское управление строительства. Сначала появился первый автокран, потом автобус «Таджик», далее два КамАЗа, автогрейдер. А как мы радовались, когда нам при­гнали экскаватор! До этого нам приходилось строить эстакады — вниз заезжал самосвал, а бульдозер сверху сгребал в него тот же гравий. Отдавали нам строители и свои старые автомобили — как-то раз забрали у них 8 самосвалов ЗИЛ. Наши механики из них собрали 4 единицы вполне работоспособной техники. Вот так и выкручивались.

Долгое время у нас в районе дорог с асфальтобетонным покрытием не было. С помощью ВУС положили 4 км асфальта в сторону Самары (есть у нас такой поселок), потом закрыли 30-километровый участок до Батамы, и по сути это все. Зато серьезная работа велась по переводу грунтовых дорог в гравийные. А еще мы в то время перестроили все 33 находящихся в нашем ведении моста — были деревянные, стали в железобетонные. Тут нам отряд «Мостострой-9» перестраивал.

Ситуация существенно изменилась в 1990 году, когда у нас появился свой АБЗ (асфальтобетонный завод). Сразу начали асфальтировать трассу до Верхнеокинского. В год делали по 8—10 км. Приоритет был отдан направлению, где была интенсивность движения, где развивались сельское хозяйство, лесная промышленность. Дотянули в итоге до Новолетников — а это 36 км. Планов было громадье, однако тут грянуло тотальное безденежье. Многие проекты, увы, так и остались нереализованными.

Шведская сказка

— При всех сложностях и трудностях пресловутых 90-х годов именно в это время областное дорожное управление, которое возглавлял тогда Сергей Шабуров, сумело организовать для руководителей районных подразделений несколько поездок в капиталистические, как тогда мы их называли, страны на учебу, — рассказывает Ольга Иванова. — Мне посчастливилось в 1995 году побывать в Швеции, в Стокгольме. Скажу честно, особо учить-то нас было нечему — технологии по работе и обслуживанию дорог везде практически одинаковые. Другое дело — это наличие современных материалов и современной техники. Представьте, у них уже тогда были камеры на дорогах — диспетчер сидит у монитора и смотрит, куда какую технику надо послать, например, в гололед или при снегопаде. У нас лишь в 2013 году подобные вещи начали появляться, да и то только на федеральных дорогах. В диковинку для нас были и сотовые телефоны, которые у них уже вовсю применялись, мы тогда только рации начинали осваивать.

А спустя 10 лет случилась поездка в Германию. Выводы примерно такие же — если устранить наше отставание в техническом плане да с финансированием вопросы решить, то мы сможем работать не хуже хваленых западных дорожников. А как, скажите, можно работать, когда вместо положенных по всем документам на содержание одного километра дорог 88 тысяч рублей (это пример из начала 2000-х годов) нам выделяли 4—5 тысяч, потом повысили до 12 тысяч? Вот такая арифметика!

В директорском кресле

В 2001 году руководивший на протяжении четверти века Зиминским дорожным участком Сергей Египко по состоянию здоровья собрался на заслуженный отдых. Ольге Диомидовне предложили занять его место, но она отказалась. Побоялась, говорит, взвалить на себя большую ответственность. Сейчас понимает, что это было ошибочное решение... Человек, которого из администрации предложили на смену Сергею Антоновичу, за три года развалил все, что его предшественник создавал десятилетиями.

— От нашего дружного коллектива дорожников не осталось и следа, — считает Ольга Иванова. — Не буду вдаваться в подробности этого периода, но когда в 2004 году мне вновь предложили стать директором, сразу согласилась. Освободившееся место главного инженера пустовало почти четыре месяца, затем на должность утвердили... Олега Владимировича, моего сына. К тому моменту он после окончания вуза уже шесть лет работал на нашем предприятии дорожным мастером.

Наследник по прямой

Свою первую зарплату в дорожной службе Олег получил в возрасте 12 лет. В то время была практика в летние каникулы набирать бригады школьников для выполнения всяких мелких работ. Под руководством опытного мастера мальчишки и девчонки занимались покраской павильонов, вырубкой кустарников, чисткой водопропускных труб, уборкой мостов.

— Первая зарплата была 101 рубль, — вспоминает теперь уже директор филиала «Зиминский» ДСИО Олег Владимирович Иванов. — Еще в том, советском деньгоисчислении. Для 12-летнего пацана это очень большие деньги были. На что потратил? Просто отдал маме. Работал так каждое лето. А если учесть, что и жили мы в непосредственной близости от базы (в тех самых домах, построенных в начале 80-х) на улице Дорожной и постоянно крутились в среде дорожников, были буквально пропитаны какой-то дорожной романтикой, то становится понятно, почему после окончания школы мне особо-то и выбирать не пришлось. Вместе с двоюродным братом Александром мы поступили в иркутский политех на кафедру автомобильных дорог. Практику, естественно, проходили в Зиминском ДРСУ — сначала помощниками мастеров, а на старших курсах уже и мастерами, подменяли штатных работников во время отпусков. А в 1998 году вернулись на родное предприятие уже в качестве дипломированных специалистов и устроились мастерами.

До 2010 года мать и сын работали в слаженном тандеме. Ситуацию в коллективе удалось нормализовать. Но потом опять грянул гром — скажем кратко, не сошлись во взглядах с очередным руководителем областной дорожной службы. Ушли по-тихому, без скандала. Вслед за ними из филиала уволился главный механик и по совместительству председатель местного профкома, ушел один из мастеров, а через какое-то время и главный бухгалтер. Олег Владимирович устроился в коммунальную службу города Саянска. Ольга Диомидовна два года сидела дома, нянчилась с внучками, потом ее пригласили в ООО «Московский тракт», которое обслуживает дороги федерального значения, руководителем диспетчерской службы.

В 2015 году Ольге Ивановой уже в третий раз в ее карьере предложили возглавить дорожную службу Зиминского района (филиал «Зиминский»), но, тщательно взвесив все за и против, она отказалась.

— Годы уже не те, да и выпала за пять лет из процесса, — поясняет она свое решение. — Предложила вместо себя рассмотреть кандидатуру Олега Владимировича. Он не чужой на предприятии, всю кухню, как говорится, знает, грамотный опять же. К моему мнению прислушались, видимо. Нельзя сказать, что все было гладко. Было противостояние. За пять лет коллектив в филиале ведь сменился несколько раз. Избавились от балласта, вернули некоторых старых опытных работников. Меня пригласили поработать экономистом, возглавляю сейчас планово-производственный отдел. Постепенно все приходит в норму.

В 2016 году по показателям производственно-экономической деятельности филиал «Зиминский» занял третье место среди 17 подразделений Дорожной службы Иркутской области. Соответствующий диплом украшает кабинет директора.

— Кто бы что ни говорил, но для нашего предприятия это серьезное достижение, — считает Олег Владимирович. — С каждым годом мы последовательно наращиваем объемы. В 2015-м начинали со 100 миллионов рублей, в прошедшем сезоне уже 150 миллионов. Теперь вот ставим задачу выйти на 200 миллионов. На сегодняшний день у нас на обслуживании 420 километров дорог: 166 км из асфальтобетона, остальные гравийные. Все участки в хорошем состоянии, на легковой машине можно без проблем добраться до конечного пункта в каждом из направлений. Практически до всех населенных пунктов ходят маршрутки, а куда необходимо, и школьные автобусы.

Олег Иванов — директор филиала «Зиминский» Дорожной службы Иркутской области. «Вырос я в непосредственной близости от базы производственно-дорожного участка на улице Дорожной. Мама там работала, мы с пацанами постоянно крутились в среде дорожников, были буквально пропитаны какой-то дорожной романтикой… Поэтому профессию особо-то и выбирать не пришлось»
Олег Иванов — директор филиала «Зиминский» Дорожной службы Иркутской области. «Вырос я в непосредственной близости от базы производственно-дорожного участка на улице Дорожной. Мама там работала, мы с пацанами постоянно крутились в среде дорожников, были буквально пропитаны какой-то дорожной романтикой… Поэтому профессию особо-то и выбирать не пришлось»