Дорогие шумы
За ужесточение наказания для нарушителей тишины ратуют депутаты Государственной думы. Новые, гораздо более суровые штрафы законодатели предлагают ввести на федеральном уровне. Сейчас областной закон «Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка», именуемый в народе законом о тишине, за шум в ночное время суток предполагает штраф в размере до 500 рублей для физлиц и до двух тысяч рублей за юрлиц.
Введут «кодекс тишины»
С внесением поправок суммы денежных взысканий грозят увеличиться до 50 тысяч и 150 тысяч рублей соответственно.
Как сообщает газета «Известия», пакет поправок в КоАП и Жилищный кодекс разработала группа депутатов Госдумы. Законопроект планируется внести на рассмотрение до конца весенней сессии. Если инициатива будет одобрена, то на территории всей страны заработают единый «кодекс тишины» и единые штрафные санкции. Пока же в каждом регионе действуют свои правила. В Иркутской области, например, время тишины длится с 23.00 до 7.00, в Алтайском крае с 22.00 до 8.00 в будни и до 9.00 в выходные и праздники, в Московской области правила суровее — с 21.00 до 8.00 в будни и с 22.00 до 10.00 в выходные и праздники. При этом в каких-то регионах введено понятие «тихий час» — перерыв для дневного сна и отдыха детей и пожилых людей, а в каких-то — нет (как, например, у нас). Разнятся, естественно, и суммы штрафов.
Законопроект предполагает запрет на шум в многоквартирных домах с 23.00 до 7.00, тут для жителей области изменений не предвидится. При этом для рядовых граждан штраф за нарушение составит от 5 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 50 до 150 тысяч рублей. Правда, как сообщают «Известия», штрафы собственникам квартир предполагается выписывать за систематическое нарушение тишины — более двух раз в месяц. Если же возмутителем спокойствия выступает кафе или другое заведение, то деятельность предприятия может быть приостановлена на 90 дней. Особую роль законопроект отводит управляющим компаниям:
«С жалобами на нарушение тишины жильцы смогут обращаться в управляющие компании. Их обяжут принимать обращения и вести диалог с собственниками квартир. Если это не даст результата, пострадавшие жильцы (не менее трех квартир) должны направить в УК письменную жалобу, а управляющая компания — отправиться с ней в местную жилинспекцию. Та через суд будет взыскивать с собственника «нехорошей» квартиры штраф. При этом неважно, кто конкретно шумит — сам собственник, арендаторы, строители, гости или родственники. Именно владелец помещения обязан соблюдать закон», — сообщает издание, ссылаясь на комментарии депутата Госдумы Ольги Павловой.
В пятницу, субботу в два раза больше
В Иркутской области в 2013 году, с принятием регионального «закона о тишине», полномочия по составлению административных протоколов в отношении шумных соседей перешли от полиции к органам местного самоуправления. И если ранее, выезжая на места происшествий, сотрудники органов внутренних дел могли на месте составлять протоколы, то теперь в полномочия полиции входят лишь сбор материалов дела, принятие профилактических мер. Далее материалы направляются в территориальные административные комиссии.
— В будни ежесуточно в каждый территориальный отдел полиции поступает от пяти до десяти сообщений о шумных соседях, нарушениях режима тишины. По пятницам и субботам количество таких вызовов увеличивается порой вдвое, — говорит Юрий Тигунцев, замначальника полиции по охране общественного порядка МУ МВД России «Иркутское». — Чаще всего сообщения поступают из спальных районов города от жильцов многоквартирных домов, не отличающихся высокой звукоизоляцией.
Со слов Юрия Тигунцева, правонарушителей условно можно разделить на две категории. Первая — это граждане, помешавшие соседям не злонамеренно, а в силу обстоятельств. Скажем, отмечая день рождения или допоздна собирая мебель. Вторая — злостные и безответственные нарушители тишины, которые беспокоят соседей постоянно. На их долю из общего числа правонарушителей приходится не более 30%.
— Когда речь идет о затяжных конфликтных ситуациях, часто суть проблемы кроется уже не в громкой музыке или бесконечных ремонтах, а в неприязненных межличностных отношениях. Такое тоже случается, и достаточно часто. В части полномочий — да, в настоящее время представители полиции не вправе выписывать административные протоколы, — поясняет Юрий Тигунцев. — В спектре полномочий сотрудников — выезд на место, принятие профилактических мер, сбор материалов дела. Что касается законодательной инициативы по увеличению суммы штрафов за нарушения тишины, я оцениваю ее положительно. Считаю, такая мера пошла бы на пользу.
Полномочия вернуть?
— В полной мере оценить законодательную инициативу пока еще сложно; какую конкретно роль законопроект отведет управляющим компаниям, до конца не ясно, — отмечает в свою очередь Ирина Пинигина, секретарь административной комиссии Кировского и Куйбышевского районов Иркутска. — Одно могу сказать с уверенностью — в случае, если полномочия вновь будут переданы полиции, а единый федеральный закон это подразумевает, призывать виновников к ответу станет проще, чем сейчас.
Центр города, звуковая реклама, кафе, рестораны, круглосуточные магазины — по словам специалиста, применительно конкретно к Правобережному округу, куда входит и Кировский район, большая часть нарушений тишины касается не шумных соседей-жильцов, а разнокалиберных заведений.
— Если же говорить о соседях, то увеличение числа заявлений традиционно приходится на сентябрь-октябрь, когда заканчивается сезон дач и отпусков, и на постновогодний период. И здесь весомую долю жалоб составляют заявления в адрес арендаторов, которые снимают квартиры посуточно. Виновников, как правило, привлечь не удается. Весело и шумно отгуляв, арендаторы успевают покинуть «нехорошие» квартиры. В редких случаях ответственность за их правонарушения берут на себя сами собственники помещений. Но это скорее исключение, — говорит специалист. — Что касается заведений, то перспективу увеличения суммы штрафа до 150 тысяч рублей и вероятность приостановления деятельности провинившихся организаций на 90 дней я могу лишь приветствовать. В центре города есть ряд кафе и ресторанов, на которые жалобы поступают с незавидной регулярностью. По ним мы работаем с отделами полиции с привлечением Роспотребнадзора.
В целом эксперт убеждена — эффективность работы «закона о тишине» зависит не столько от размера штрафа, сколько от неотвратимости наказания. А с последним как раз ситуация неважнецкая.
— Передача полномочий по составлению административных протоколов от полиции к органам местного самоуправления привела к процессуальной несогласованности. Эффективность борьбы с правонарушителями снизилась, количество составленных протоколов уменьшилось. У полиции, которая теперь не в ответе за привлечения по таким правонарушениям, нет ни полномочий, ни заинтересованности, — поясняет Ирина Пинигина и в подтверждение приводит цифры статистики. Так, если за 2012 год, до нововведения, на рассмотрение в административную комиссию Правобережного округа Иркутска поступило более 1000 протоколов, то за 2019 год — лишь 117.
— При этом правонарушений меньше не стало. Достаточно сказать, что в общей сложности за минувший 2019 год к нам поступило 612 материалов, содержащих признаки административного правонарушения. Но только по 117 были составлены протоколы и вынесены решения. Остальные попали под определение об отказе в возбуждении административного производства из-за отсутствия состава и события правонарушения. В львиной доле случаев из-за отсутствия должной доказательной базы в материалах дела, — говорит секретарь административной комиссии Кировского и Куйбышевского районов Иркутска. — Если единый федеральный закон будет принят и к полиции вернутся былые полномочия, механизм, я считаю, заработает эффективнее. Единственное, что смущает в законопроекте — вероятное участие в исполнении жилинспекции и судов. На мой взгляд, это таит серьезную опасность длительных проверок, затягивания рассмотрения жалоб.