Дорога к тофам

Нижнеудинск и труднодоступный Алыгджер свяжет трасса, по которой доставят стройматериалы
Текст: Наталья Федотова , Фото: Ольга Игошева и Борис Слепнёв , Копейка , № 34 от 28 августа 2019 года , #Экономика
Дорога от Нижнеудинска до Алыгджера — 260 километров. Местные жители, знакомые с её особенностями, никогда не загадывают, сколько времени придётся по ней добираться, и другим не разрешают этого делать. Минимальное время в пути — 8—9 часов. А вместо прощания тем, кто по нему уезжает, говорят непечатное слово, означающее «Давай вали!». Такая традиция.  В Интернете Яндекс-карта на запрос «найти путь между точками Нижнеудинск  и Алыгджер» выдаёт: «Невозможно проложить дорогу между этими точками».
Дорога от Нижнеудинска до Алыгджера — 260 километров. Местные жители, знакомые с её особенностями, никогда не загадывают, сколько времени придётся по ней добираться, и другим не разрешают этого делать. Минимальное время в пути — 8—9 часов. А вместо прощания тем, кто по нему уезжает, говорят непечатное слово, означающее «Давай вали!». Такая традиция. В Интернете Яндекс-карта на запрос «найти путь между точками Нижнеудинск и Алыгджер» выдаёт: «Невозможно проложить дорогу между этими точками».

Малая столица Тофаларии — Алыг­джер, который от Нижнеудинска отделяют горные хребты, также пострадал во время летнего паводка: 96 из 138 домов признаны непригодными для проживания и подлежат сносу. Задача строительства и капитального ремонта жилья помимо прочего осложнена полным отсутствием транспортной развязки. Связь с внешним миром коренные жители поддерживают исключительно при помощи авиации. В советское время сюда летали самолёты Ан-2, сейчас лишь вертолёты. Наземная трасса существует только в зимнее время, её прокладывают по руслу Уды. Для переброски тяжёлой техники сезонная дорога из-за больших порогов, крутых поворотов и промоин вряд ли подойдёт. Поэтому для переброски необходимого количества строительных материалов и оборудования правительство региона приняло решение о строительстве дороги.

— Мы просчитали все варианты доставки строительных материалов, — сообщил на пресс-конференции губернатор Сергей Левченко. — Если рассматривать доставку воздухом, например, то для выполнения задачи вертолёту Ми-8 потребуется сделать 998 рейсов! Это намного дороже, чем построить проезжую часть.

Тем не менее воздушную трассу полностью не исключили, материалы в Алыгджер в срочном порядке уже доставили. На этой неделе забросят окончательную партию и приступят к ремонту 37 домов, принявших на себя удар стихии. Также в посёлке планируется строительство новой школы-интерната и детского сада. Всего на эти объекты требуется 5000 тонн строительных материалов и тяжёлой техники. Большую часть из этого (3 тыс. тонн) завезут уже по дороге, строительство которой запланировано начать по зимнику.

— Это будет прежде всего дорога для перевозки стройматериалов и тяжёлой техники, необходимых для строительства, — уточняет губернатор.

Чтобы исключить повторение паводков, следующим летом на Уде в Тофаларии построят защитную дамбу. Договор на её сооружение заключён, а всё необходимое для этого оборудование также завезут по новому пути.