Дилетанты научат аэропорт развиваться

У губернатора новые советчики — «от сохи»
Когда аэропорт обслуживает, кроме всего прочего, и таких иностранных 70-метровых грузовых гигантов, желательно, чтобы дилетантов не наблюдалось даже в его окрестностях. На фото приземлившийся в Иркутске в субботу Boeing 747-400ERF. Рейс прибыл из Гонконга, на борту 69 тонн груза.
Когда аэропорт обслуживает, кроме всего прочего, и таких иностранных 70-метровых грузовых гигантов, желательно, чтобы дилетантов не наблюдалось даже в его окрестностях. На фото приземлившийся в Иркутске в субботу Boeing 747-400ERF. Рейс прибыл из Гонконга, на борту 69 тонн груза.

Неожиданное развитие получила свежая история, связанная с иркутским аэропортом — одним из немногих предприятий в регионе, работающих со стабильной прибылью, которая идет в бюджет области. Поначалу, чуть более месяца назад, она у многих вызвала просто удивление, в том числе и на самом авиапредприятии...

В середине ноября минэкономразвития Иркутской области объявило открытый конкурс. Его победитель должен за восемь месяцев разработать стратегию привлечения инвестиций в развитие авиационного узла Иркутска, а также технико-экономическое обоснование для его ремонта и реконструкции.

Что в этом особенного? Ну, например, то, что за последние годы предпринималось немало попыток «развить», «перестроить», «расширить», «перенести» международный аэропорт «Иркутск». В ходе этих действий создано немало стратегий, проектов, обоснований, ТЭО. Затрачены тысячи тысяч, в том числе бюджетных денег. Но ничего из всех этих планов так и не реализовано.

И тут новая администрация региона решает вдруг зайти туда же, но по-своему. И, что вызвало настоящую оторопь не только у экспертов, но и у депутатов, — это сумма, которую правительство региона направляет из областного бюджета на эту работу. 55 миллионов (!) рублей получает компания, которая сочинит очередную стратегию развития иркутского аэропорта.

В условиях принятого рекордно дефицитного бюджета-2021.

В условиях растущего госдолга региона.

В условиях сокращения социальных программ, на которые регион ранее сам зарабатывал, а теперь средства выпрашиваются в Москве.

— Сумма этого контракта, которая прозвучала на торгах, у всех вызывает вопросы. И ответов мы так и не получили, — в беседе с нашим еженедельником разводит руками Андрей Андреев, депутат Законодательного Собрания Иркутской области.

В общем, похоже, что лишние бюджетные 55 миллионов было решено дать кому-то заработать. И действительно, на конкурс подали заявки сразу четыре московские компании.

А дальше — кульминация. Пятой компанией, подавшей заявку на конкурс, стало мало кому известное иркутское ООО «Алмаз». Эта иркутская компания и победила москвичей, вы-
играв в честной конкурентной борьбе. Только при этом некрасиво и жестко сдемпинговав. Иркутяне выиграли конкурс, уронив, даже не моргнув, начальную цену контракта в три (!) раза — до 17 миллионов.

Это была безоговорочная победа, и похоже, что сам гендиректор «Алмаза» Анатолий Хочетулин не понял, что он натворил. Потому как в интервью «Ирксити.ру» он в открытую признался: «Предложили самую низкую цену. Наверно, поэтому и выбрали нашу заявку».

Когда у всех прошел первый шок от итогов конкурса, начали выяснять, что же это за компания такая — «Алмаз», которой теперь в три раза дешевле предстоит создать стратегию развития регионального авиаузла аж до 2035 года. Оказалось, что победитель вообще-то занимается торговлей бытовыми товарами, а эти торги по аэропорту являются единственными, в которых фирма принимала участие за все время работы. Также гендиректор компании подтвердил, что «относящихся к предмету работы ни рекомендательных писем, ни опыта» у фирмы действительно нет. При этом, по его словам, есть опыт «сопровождения социально ориентированных проектов», информацию по которым он отказался раскрывать.

Подобный конфуз сразу же прокомментировал губернатор региона Игорь Кобзев:

«Так скажу: профессионализм и справедливость должны восторжествовать. Чтобы это произошло, мы найдем способы... Сумма была обозначена серьезная — более 50 млн рублей. Но компания выиграла его за много-много меньшую сумму. Думаю, что у нее ресурсов не хватит, чтобы те задачи, которые мы возлагаем, решить. Полагаю, в ближайшее время этот вопрос мы разрешим. Нам нужна компания с мировым именем, которая могла бы дать оптимальные пути решения вопроса развития иркутского аэропорта».

Интересно, какими инструментами предполагает воспользоваться губернатор, чтобы «решить вопрос»? Конкурс состоялся, победитель определен — все по закону. А вот если «Алмаз» вдруг решит нанять субподрядчиком «компанию с мировым именем», то, возможно, что-то и получится. По крайней мере, экономия в 38 миллионов рублей, которые «Алмаз» сберег для регионального бюджета. 

Так что развивать иркутский авиаузел с легкой руки областного правительства теперь будут люди, ничего в этом не понимающие, фактически пришедшие «от сохи». Впрочем, тут нет никаких неожиданностей. В нынешней администрации региона и высокие посты раздаются в том числе товарищам, никакого отношения к столь ответственной работе никогда не имевшим, зато специалистам в сфере «языком почесать».