Дажынкi — праздник сбора урожая
Дажынкi — праздник сбора урожая по старинным белорусским традициям, прошёл 15 сентября в деревне Александровск Аларского района, на пшеничном поле под Кутуликом. И если наши предки, работавшие на земле, совершали подобные обряды в знак благодарности, то на нынешние Дажынкi фермеры возлагают большие надежды: лето выдалось на редкость дождливое, пшеница ещё не вызрела, а заморозки уже подступают. Традиции несут в себе определённый смысл — не зря их передают из поколения в поколение белорусы, которые поселились в Иркутской области более века назад.
В нашем регионе проживают десятки тысяч белорусов. Действует несколько общественных организаций, в том числе — иркутский клуб «Крывiчы». Руководство клуба ведёт активную работу по сохранению культуры и традиций белорусского народа, что было неоднократно отмечено на региональном уровне в виде субсидий из бюджета Иркутской области на проведение мероприятий.
Праздник сбора урожая в этом году решили провести у деревни Александровск, на пшеничном поле площадью в 20 гектаров. Собрались на него и жители соседних деревень. Гостей из Иркутска приветствовали на трёх языках — по-бурятски, по-русски и по-белорусски. Дело в том, что сам Александровск был основан во время аграрной реформы начала XX века переселенцами из Белоруссии и Польши на бурятской земле и населён в том числе русскими. Многие десятилетия бабушки передавали детям и внукам культуру предков.
Обрядом «Дажынкi» заканчивается уборка полей, название это идёт от слова «дожинать». Проводят обряд женщины: бывалые крестьянки вместе с девушками и девочками серпами срезают колосья, чтобы собрать их в главный сноп. Руководит ими старшая жнея — нынче такая честь выпала Любови Зезюковой. Женщина призналась: хоть и выросла в Александровске, но впервые серп в руки взяла вот только сейчас.
— Родилась я в Брянской области, но воспиталась здесь, поэтому считаю себя сибирячкой, — объясняет Любовь Петровна. — Бабушка и мама мои говорили по-белорусски, а пели так красиво... Мама всегда говорила: как запоют — пташечкой полетела бы туда! И мне это всё близко, по сердцу.
Старшая жнея праздника поёт в местном ансамбле народной песни «Крынiченька». Белорусский коллектив основали почти 70 лет назад, хотя официально ему исполнилось только 11.
— Ещё наши мамы пели народные песни, лапти плели, и в них мы до сих пор выступаем, — рассказала Татьяна Наильевна Мерещенко, хозяйка поля, на котором проходил праздник. — Такая преемственность поколений! В нашем ДК в различных народных кружках — это и хореография, и ложкари, и театральный — занимается более 160 детей из деревни и района.
После того как девушки серпами скосили пшеницу, часть её связали, а из другой сплели венок для хозяйки поля. Увесистый и лохматый сноп (гаспадар) достался сыну Татьяны Наильевны — хозяину поля Сергею, с указанием хранить его до весны.
— Впервые проводим такое мероприятие на поле. Интересно, поможет ли нам обряд собрать большой урожай на следующий год, — комментирует обряд Сергей Мерещенко. — Было бы здорово — мы как раз планируем увеличить посевную площадь до 600 гектаров.
Сейчас у фермера Мерещенко 200 гектаров в аренде, большая часть засеяна ячменём. Кассир банка по профессии, в 20 лет он решил продолжить семейное дело — окончил курсы агрономов и вернулся из Иркутска в родной Кутулик. Его дед и прадед занимались возделыванием полей в своё время, и теперь опытные родственники помогают начинающему фермеру достичь успехов в нелёгком деле. Рискованное земледелие — так деревенские между собой называют фермерство: то год дождливый, то коров потравят... Правда, берут зерно исправно — селяне, тому же скоту, и предприятия в переработку для кормов. Перспективы есть, земля прокормит.
Символом плодородия белорусы считают козу, поэтому последний сноп молодая жнея-преемница обвязывает лентой, через льняную ткань вырывает сорную траву, аккуратно поливает пшеницу и затем скашивает её серпом. Пучок — это козья «борода», её хозяева поля сохранят и используют зёрна в следующей посевной, тогда урожай будет щедрым и богатым.
После традиционных хороводов и крестьянского стола, главным угощением которого стала каша со шкварками — сыта, участники отправились в ДК деревни Александровск, где местные коллективы устроили концерт дружбы народов.