Даже трояка теперь не получить

В качестве альтернативы оценкам в школы придет система «зачет/незачет»
В качестве альтернативы оценкам в школы придет система «зачет/незачет»
В качестве альтернативы оценкам в школы придет система «зачет/незачет»

Наталья Иванова, серебряный призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта: «Я против любого давления и диктата в школах. Оценка — это не мотивация».
Наталья Иванова, серебряный призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта: «Я против любого давления и диктата в школах. Оценка — это не мотивация».
Александра Приемских, педагог-психолог: «Я оцениваю предлагаемую систему позитивно. Более того, считаю ее единственно правильной. Как с претензией на объективность оценить детское творческое мышление или воображение? Никак».
Александра Приемских, педагог-психолог: «Я оцениваю предлагаемую систему позитивно. Более того, считаю ее единственно правильной. Как с претензией на объективность оценить детское творческое мышление или воображение? Никак».

Новый порядок выдачи школьных аттестатов, который позволит оценивать успехи детей не по пятибалльной шкале, а по системе «зачет/незачет», готовит Минпросвещения РФ. Правда, нововведение коснется не всех учебных дисциплин, а лишь трех школьных предметов — физкультуры, музыки и изобразительного искусства. Как оценивать учеников — по­старому или по­новому — каждой школе предстоит решать самостоятельно. Вероятный отказ от привычных троек и четверок в пользу «зачтено/не зачтено» стал, пожалуй, первой громкой новостью на тему образования в наступившем году.

Выбор за школой

Комментируя нововведение, министр просвещения Ольга Васильева в интервью «Российской газете», в частности, отметила, что в некоторых российских школах уже давно используют «зачет/незачет» или даже 100­балльную систему. Однако когда наступает пора получения аттестата, все оценки приводят к единому знаменателю: «5», «4», «3». Новый порядок выдачи школьных аттестатов позволит закрепить право школы оценивать успехи детей по системе «зачет/незачет».

«Выбор останется за школой. Существуют разные подходы к оцениванию. Мое личное мнение: любой ребенок любит бегать, прыгать, рисовать, петь. И может быть, не у всех это получается на «отлично», но ставить тройку в аттестат только из­за отсутствия музыкального слуха, на мой взгляд, неверно», — подчеркнула министр в интервью федеральному изданию.

Идея встречена с интересом

Общественность встретила идею с интересом, доводы зазвучали разные. И все же в большинстве своем столичные эксперты единодушны: оценивать успехи в творчестве и спорте привычными школьными отметками — подход штампованный и устаревший. Единственное «но»: не расслабит ли такая система откровенных лентяев и прогульщиков?

«СМ Номер один» поинтересовалась мнением представителей региональной общественности.

Нина Гимазова, учитель английского языка, директор Осинской средней школы № 1:

— Я, безусловно, «за», инициатива достойная. Система оценки «зачет/незачет» — норма, которую стоило бы ввести давно. Не у всех равные способности к спорту, музыке, изобразительному искусству. И вместе с тем в той или иной степени у каждого есть потенциал. Четверка по физической культуре действительно может испортить аттестат отличнику. Увы, историй таких предостаточно. Да, не всегда прилежание и старательность в силах восполнить отсутствие данных. И с этим, я уверена, нельзя не считаться.

Наталья Иванова, серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году по тхэквондо, заслуженный мастер спорта, тренер по йоге, организатор танцевальных лагерей:

— Не всем присуща склонность к творческим предметам. И если, скажем, музыкальные способности невелики, то сколько ни старайся, на пятерку не споешь. А оценки между тем над детьми довлеют. Поэтому систему «зачет/незачет» я бы, безусловно, поддержала. Я против любого давления и диктата в школах. Оценка — это не мотивация. Стимулировать интерес ребенка к творчеству или спорту через пятерки и четверки, я считаю, невозможно. Уроки должны быть интересными, это главное. Если занятия вовлекают, мотивируют на участие, то ребенок проявит себя в меру сил и возможностей, ну а если нет, то нет. И никакие оценки ситуацию не изменят.

Александра Приемских, педагог­психолог:

— И с позиции мамы школьника, и с позиции педагога­психолога я оцениваю предлагаемую систему позитивно. Более того, считаю ее единственно правильной. Творчество — это та сфера деятельности, где многое зависит от дарования и таланта. А замерить и оценить их фактически невозможно. Ну как с претензией на объективность оценить детское творческое мышление или воображение? Никак. А между тем очень часто, оценивая творчество детей исходя из неких стандартов, учителя начисто лишают их стремления к самовыражению. Сфера творчества блокируется легко — это классика.

Применяя на своих занятиях проективную методику, я часто предлагаю что­то нарисовать. Так вот, примерно 80—90% взрослых и 50—60% ребятишек тут же поспешно заявляют: «Я не умею». То же самое и с музыкой. В отдельных случаях вердикт учителя «нет голоса, нет слуха» запросто может привести к блокировке горлового центра, его еще называют пятой чакрой. Как итог — человеку с трудом даются любые публичные выступления, он избегает презентаций, радиоэфиров, декларирования стихов. Что касается физкультуры — здесь тоже все непросто. Стандарты едины, а физические данные разные. И если ребенок бежит дистанцию или играет в волейбол — этого уже достаточно. Оценивать по пятибалльной системе скорость или быстроту реакции, я считаю, совершенно излишне.

Ольга Балдакшинова, студентка Иркутского медуниверситета, вчерашняя школьница, стобалльница по химии:

— Конечно, у системы оценки «зачтено/не зачтено» есть свои плюсы, она более щадящая. И все­таки такой подход, я считаю, больше подходит для вузов, не для школ. Нерадивым ученикам, которые халатно относятся к творческим предметам, такая система сыграет только на руку.

Александр Чернышев, общественник, педагог, заслуженный учитель РФ из села Зернового Черемховского района:

— Зачтено/не зачтено — более гуманный, щадящий подход. Он минимизирует риск спугнуть, подавить творческий потенциал. Такая система, я считаю, создает более комфортные условия для раскрытия способностей, заложенных природой в детях. Я вообще убежден, что оценка — вещь второстепенная. Исходить надо из способностей, из дарования. Ведь даже математика, по которой вынуждены сдавать ЕГЭ все без исключения, многим не дается просто в силу способностей. Все­таки людей с математическим складом ума гораздо меньше, чем с гуманитарным. Но тем не менее все штудируют, учат, волнуются, зубрят. Не думаю, что это правильно. Даже в части экзаменов по математике и русскому я бы оставил выбор за самими школьниками.