«Чморик» — другой спектакль на Другой сцене

Новую постановку Иркутского драмтеатра можно увидеть только в камерной обстановке
Актеры находятся совсем рядом со зрителем, благодаря этому можно прочувствовать каждую эмоцию. На большой сцене добиться такого эффекта невозможно.
Актеры находятся совсем рядом со зрителем, благодаря этому можно прочувствовать каждую эмоцию. На большой сцене добиться такого эффекта невозможно.

В Иркутском драмтеатре идет спектакль «Чморик» по пьесе Владимира Жеребцова. Премьера состоялась 27 апреля, спектакль поставил главный режиссер театра Станислав Мальцев. Это его третья постановка в театре Охлопкова. Стоит напомнить, что его назначили художественным руководителем в августе 2018 года.

В «Чморике» действие происходит в 80­е годы, в подсобном хозяйстве казахстанской степи, где служат сержант Хрустяшин и новоиспеченный солдат Новиков. В армии задача этих ребят — выращивать свиней для остальной части личного состава. Спектакль ставили по проекту лаборатории современной драматургии «Другая сцена — другие спектакли».

Сначала зарисовка, потом сам спектакль

— По проекту лаборатории современной драматургии перед постановкой мы сначала показали эскиз спектакля нашим постоянным зрителям, от которых мы всегда получаем обратную связь через соцсети. В примерных декорациях читали пьесу, а после этого выслушали мнения гостей о работе актеров и режиссера. Руководству было важно узнать, насколько пьеса перспективна и актуальна. В итоге коллектив и зрители сошлись на том, что эту историю можно и нужно брать к постановке, — говорит Станислав Мальцев.

По словам режиссера, любая современная пьеса — это путь в неизвестное.

— Мы не знали, как зритель отзовется на этот спектакль. Чтобы избежать ошибок, бессмысленной траты времени, сил и денег на постановку, нам и необходимо было показать зрителю сначала зарисовку.

Спектакль-­зеркало

В «Чморике» набожный солдат Новиков всегда действует по совести и часто наперекор армейскому уставу. Старший товарищ Хруст, казалось бы, является антиподом Новикова, но до определенного момента, когда ему нужно выбрать: поступить по совести и спасти человека или следовать указанию Беса и спастись самому.

По словам режиссера, любой хороший драматург умеет задавать в своих произведениях цепляющие вопросы. Если после просмотра спектакля по этой пьесе зритель заглянет внутрь себя, значит, они с писателем не зря работали.

Место для фантазий

«Чморик» идет на Другой сцене — так в драмтеатре называют новую экспериментальную сцену, рассчитанную всего на 50 мест. Спектакль можно посмотреть с трех разных точек, но с одной из них не видно всего действия из­за невысокой перегородки, которая отделяет эту часть зрительного зала и сцену. По словам постановщика, это игра с пространством.

— Когда ты одного героя не видишь, подключается фантазия. В такие моменты зритель находится в творческом процессе. В этом и есть замечательное свойство малых сцен. Есть даже такие решения спектакля, когда ты не видишь всех актеров, как, например, в сцене «Последнего срока» по Валентину Распутину, где герои сидят в бане.

На вопрос, будут ли показывать этот спектакль в других залах театра, режиссер отвечает отрицательно.

— Его нельзя переносить. Спектакль как цветок: если он вырос в одном горшке и его пересадить в другой, более большой, то неизвестно, приживется он там или нет. На Другой сцене люди воспринимают спектакль более интимно, и этот сложный процесс взаимоотношений актеров и зрителей нельзя нарушать.

Другой спектакль

В «Чморике» роль Хрустяшкина исполнили Николай Стрельченко и Иван Алексеев, Новикова сыграли Константин Агеев и Юрий Шелковников.

— В этом спектакле актеры постоянно будут чередоваться. Получается, в нем четыре состава, — комментирует художественный руководитель. — У каждого актера свой темперамент, он по­своему рассказывает историю своего героя; соответственно партнеры по­разному друг с другом взаимодействуют, а значит, и спектакль будет каждый раз другой.

Иван Алексеев о «Чморике»

— Мне кажется, что Хруст такой же, как и Новиков, просто моего героя сломала армия. Он даже рассказывает, что в начале службы действовал так, как велит ему совесть, но за это парню устроили темную. После встречи с Новиковым сержант пытается стать честным. Сцена, где мой персонаж пишет письмо родным и рассказывает, что на самом деле выращивает свиней в подсобном хозяйстве, является одной из ключевых. Ему стало неважно, что его засмеют на малой родине, Хруст понял: главное — быть честным.

Зрителям может показаться, что в спектакле чморик — это Новиков, он словно белая ворона среди остальных: верит в Бога, хотя не положено, на приказы старших задает вопросы, при том что в армии приказы не обсуждаются и т. д.

— Я не думаю, что в постановке чмориком является Новиков, ведь у него одного есть внутренний стержень, он единственный, кого судьба не смогла сломать. Наверное, Хруст больше подходит под описание чморика, потому что это он пытается угодить Алтынову и Бесу, — говорит актер.

Артисты дерутся по­-настоящему

В спектакле есть сцены, где на Хрустяшина набрасывается Бес (актер Артем Довгополый). Кажется, что ты присутствуешь при настоящей схватке. К примеру, видно было, что у сержанта уже пульсируют вены на лбу и висках, когда его душат.

— Это к вопросу о том, почему нельзя «Чморика» играть на большой сцене. Камерная обстановка позволяет показать живые моменты. Артем Довгополый (Бес) душил меня где­то по­настоящему, в таких сценах для безопасности мы используем кое­какие приемы, — говорит Иван. — В драке с Новиковым я по­настоящему поднимаю руку на Юру Шелковникова (Новиков) или Костю Агеева. Мы погружаемся в роль и не отслеживаем, что в каких­то сценах делаем друг другу больно, наоборот — такие моменты помогают, иначе зрители не увидели бы этих сцепок.

Иван говорит, что куда сложнее на протяжении почти всего спектакля вдвоем держать внимание зрителя.

— Чем меньше на сцене персонажей, тем сложнее поддерживать интерес зрителя. Мы выкладываемся по полной, и только на поклоне я понимаю, что чувствую себя как выжатый лимон.

Для Юрия Шелковникова Новиков — это первая большая роль в драмтеатре. Артиста приняли в труппу летом 2018 года, сразу же после окончания театрального училища. Тогда актер думал, что после получения диплома сразу же пойдет в армию. Возможно, захотят призвать в этом году, но он говорит, что кармически отслужил уже в «Чморике».

— Для меня спектакль о том, что главное — это всегда оставаться сильным духом. Однако есть момент, когда мой герой написал отказную от Бога, но нужно учесть, что он это сделал в спешке, чтобы не оставлять своего товарища одного в беде. После сделанного Новиков даже на секунду испугался, но потом понял — Бог, в которого он верит, его поймет. Заметьте, в постановке не говорится, какой мой герой веры. Возможно, это отсылка к тому, что Бог есть в каждом из нас.

Отвечая на вопрос, кто же в спектакле на самом деле чморик, артист говорит, что все.

— Аббревиатура ЧМО — это человек морально опущенный. Если следовать этому определению, то по факту Новиков еще превозносится на фоне остальных персонажей. Возможно, в глазах многих он слабый. Например, в момент, когда он не смог переломить себя, когда ему нужно было заколоть свинью. Однако этот парень единственный, кто остается верен своей совести, не боится пострадать за правду. Персонаж не борется с армейской системой, он пытается ее понять, поэтому задает вопросы, порой очень глупые. Он всего лишь слабый физически, а все остальные слабы морально.