Быстро разрулил

Как пенсионер из Шелехова предотвратил ДТП и спас пассажиров автобуса
Текст: Ольга Романова , Фото: пресс-службы ОМВД России по Шелеховскому району , Пятница , № 6 от 15 февраля 2019 года , #Происшествия

На фото — житель Шелехова Сергей Кузьмин, который утром 5 февраля предотвратил ДТП и спас пассажиров рейсового автобуса. В пересказе нашего героя спасательная операция заняла несколько минут, на деле же она длилась не больше 40 секунд — действовать пенсионеру пришлось молниеносно. Но Сергею Петровичу к этому не привыкать, ведь почти 30 лет он проработал в Шелеховском отделе МВД, и за время службы бывало разное. В 2004 году шелеховчанин вышел на заслуженный отдых, но навыка не поддаваться панике и мгновенно принимать решения не потерял
На фото — житель Шелехова Сергей Кузьмин, который утром 5 февраля предотвратил ДТП и спас пассажиров рейсового автобуса. В пересказе нашего героя спасательная операция заняла несколько минут, на деле же она длилась не больше 40 секунд — действовать пенсионеру пришлось молниеносно. Но Сергею Петровичу к этому не привыкать, ведь почти 30 лет он проработал в Шелеховском отделе МВД, и за время службы бывало разное. В 2004 году шелеховчанин вышел на заслуженный отдых, но навыка не поддаваться панике и мгновенно принимать решения не потерял

Сюжет сродни голливудскому блокбастеру, с одним лишь отличием — здесь все произошло в реальности. Примерно в 10 часов утра 5 февраля от шелеховской остановки отошел автобус № 5, следующий по маршруту «Микрорайон — Продбаза». Около десяти пассажиров заняли места в салоне, даже не подозревая, что меньше чем через минуту маршрутка выедет на встречку и на скорости 40 километров в час направится прямиком в фонарный столб, потому что водитель потеряет сознание и автобус станет не­управляемым. Страшно даже представить, чем все могло закончиться, если бы не Сергей Кузьмин. Пенсионер вовремя заметил неладное, перехватил руль и сумел предотвратить аварию.

— Я сел на 10-часовой автобус, чтобы, как обычно, доехать до гаража, — вспоминает 63-летний житель Шелехова Сергей Кузьмин. — Народу было немного, человек 10—15, в основном пенсионеры, и почти все они сели в начале салона. Мне досталось второе сиденье от входа.

Проехав пару остановок, Сергей Петрович собрался выходить, поэтому встал у двери, рядом с водителем. Вдруг пенсионер заметил, что автобус со своей полосы начал уходить влево.

— У меня водительский стаж больше 40 лет. Почувствовал, что нас куда-то влево ведет. Глянул в лобовое стекло — и действительно, выезжаем на встречку. Повезло, что в этот момент машин там не было. Я подумал, что шофер отвлекся, мало ли, может, деньги считает, и повернулся к нему сказать, чтобы он на дорогу смотрел.

Но когда он увидел водителя, сразу понял, что тот без сознания. Мужчина откинулся на сиденье и ни на что не реагировал, только руки по-прежнему лежали на руле. Из-за того, что водительское кресло было отгорожено от салона плотной шторкой, никто из пассажиров просто физически не смог бы увидеть, что шоферу стало плохо. Так что Сергей Петрович был единственным, кто заметил, что автобус едет сам по себе и неумолимо приближается к световой опоре. Времени на размышления не оставалось, поэтому пенсионер одной рукой ухватился за руль, а второй — за рычаг переключения скоростей. Он успел повернуть колеса как раз в тот момент, когда автобус почти налетел на бордюр.

— Бордюр мы, конечно, шоркнули, но в кювет не улетели, — рассказывает шелеховчанин. — Я попробовал скорость выключить, но не удалось, потому что у водителя нога стояла на газу. Чтобы переключить рычаг, нужно тормозить, а в этом закутке очень тесно, не протиснешься, чтобы до педали дотянуться!

Сергей Кузьмин попытался рукой скинуть ногу водителя с газа.

— Но он возвращал ее обратно, — продолжает пенсионер. — Может, судороги были, не знаю. Кое-как удалось освободить педаль, снизить скорость и вписаться в поворот.

Пассажиры автобуса начали волноваться, несколько женщин запаниковали и просили открыть двери. Неужели хотели выпрыгнуть на ходу? Один из пассажиров подбежал к водителю и попытался привести его в чувство — тряс его и бил по щекам. Кто-то из мужчин в салоне выкрикнул: «Тормоз нажми!»

— А как? — удивляется Сергей Петрович. — Крикнул ему в ответ: «Рад бы, да не достаю. Давай сам, руками дави!»

Долго ждать помощи не пришлось. Кричавший не без труда пролез под ноги водителю и руками вдавил педаль тормоза в пол. Этого хватило, чтобы остановить автобус. Как выяснилось чуть позже, остановился не только он, но и сердце 63-летнего водителя маршрутки № 5.

— Я сразу начал прощупывать у шофера пульс на шее, — говорит Сергей Кузьмин. — Думали, что ему плохо стало, сознание потерял. Но пульса не было, и я вызвал полицию и скорую помощь.

Из-за холода, а в то утро в Шелехове был мороз под 40 градусов, все пассажиры быстро разошлись. Ушел и мужчина, который помог остановить автобус, так что имя этого героя так и осталось неизвестным. А Сергей Кузьмин в остывающем салоне дождался приезда спецслужб. На вопрос, было ли ему страшно, когда он понял, что едет в неуправляемом автобусе, пенсионер отвечает, что думать о страхе ему было некогда.

—Тогда передо мной стояла цель — остановить автобус и не допустить аварии, — замечает он. — И я делал для этого все возможное. А страшно стало позже, когда представил, что могло бы случиться, не подойди я заранее к дверям.

Сергей Кузьмин добавляет, что немалую роль сыграл его многолетний навык вождения автомобиля и почти 30-летний стаж сотрудника МВД.

— Хоть я с 2004 года на пенсии, но навыки сохранились. Они помогли мне не растеряться, не запаниковать и взять на себя такую ответственность.

В прошлую пятницу, 8 февраля, ветерана МВД Сергея Кузьмина поощрили за активную гражданскую позицию и решительные действия. В торжественной обстановке исполняющий обязанности руководителя отдела МВД России по Шелеховскому району майор полиции Тарас Ильенко вручил пенсионеру благодарственное письмо, а председатель Совета ветеранов органов внутренних дел Иркутской области полковник в отставке Леонид Дунаевский наградил его памятным знаком — медалью «Ветеран МВД России».

— Зачем из меня героя делать? — удивляется Сергей Петрович. — По стечению обстоятельств я оказался в этом автобусе и сделал то, что должен был сделать. Я считаю, что в каждой ситуации нужно бороться до конца, главное — не опускать руки и не поддаваться панике.

Не выдержало сердце

Никто не застрахован от плохого самочувствия, и водители не исключение, в том числе и водители общественного транспорта. Иногда им становится плохо прямо за рулем, что чревато печальными последствиями не только для них самих, но и для пассажиров и пешеходов.

В 2002 году в Иркутске водитель троллейбуса № 3 умер прямо за рулем. Он ехал по улице Желябова и почувствовал сильную боль в сердце. Мужчина сумел подъехать к тротуару, остановить троллейбус, а после упал на руль и умер. Пассажиры не пострадали.

В 2007 году водителю троллейбуса № 7 нездоровилось, но его отправили на маршрут. Когда мужчина отъезжал от остановки «Поселок энергетиков» в сторону «Южной», он потерял сознание и очнулся лишь после того, как протаранил троллейбусом бетонный столб. От удара пострадали три пассажира.

22 октября 2013 года на улице Красноярской в Иркутске КамАЗ протаранил три иномарки, которые ехали в попутном направлении. 53-летнему водителю грузовика стало плохо во время движения, и он выехал на встречку, где в пробке плотным рядом стояли легковые машины. К счастью, никто из пассажиров не пострадал, а вот виновник аварии скончался до прибытия медиков.

Другой случай произошел 9 декабря 2014 года. У 73-летнего водителя «Волги» прямо за рулем прихватило сердце, и он сбил на зебре 34-летнюю женщину. Пока пострадавшую осматривали медики, мужчина скончался в своем автомобиле.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments