Большая потребность в музыке

Концерты Владислава Косарева собирают полные залы
Владислав Косарев: «Было огромное желание попробовать себя именно в эстрадно-симфонических программах, потому что мое детство прошло в окружении прекрасной музыки».
Владислав Косарев: «Было огромное желание попробовать себя именно в эстрадно-симфонических программах, потому что мое детство прошло в окружении прекрасной музыки».

В наш век безумных скоростей, когда одни музыкальные стили сменяются другими, когда теле- и радиоэфиры каждый день взрываются сотнями новых хитов, есть очень мало музыки, способной заинтересовать, а главное объединить аудиторию самых разных возрастов. Но есть концерты, на которые из года в год приходят люди разных поколений, с разными музыкальными вкусами. И концерты эти почти всегда аншлаговые. Вы спросите: про кого идет речь? Это Владислав Косарев. 31 января и 1 февраля артист выступит в Ангарске и Иркутске с новой программой «…И снова о любви».

Путь солиста-вокалиста

— Владислав, вы начинали путь солиста-вокалиста с песен военных лет, романсов, русских и украинских народных, казачьих песен. Лет пять назад вы обратились к эстрадно-симфоническому направлению. Был ли какой-то толчок — внешний или внутренний, после которого вы повернулись в эту сторону?

— Специального толчка не было. Было огромное желание попробовать себя именно в таких программах, потому что мое детство прошло в окружении прекрасной музыки, звучавшей у меня дома. Отец увлекался западной эстрадой: Том Джонс, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Демис Руссос. А мама любила Муслима Магомаева, Георга Отса, Юрия Гуляева, Эдуарда Хиля. Большинство песен эти солисты исполняли в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Это была элитная эстрадная музыка. Я с трудом представляю, что лет через 50 поп-композиции, написанные в нынешнее время, будет исполнять какой-нибудь замечательный баритон в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Потому что высокая эстрадная классика и поп-музыка несопоставимы по своей художественной ценности.

— В нескольких интервью вы говорили, что сейчас в России мало кто из певцов занимается эстрадно-симфоническим направлением. Насколько, по вашему мнению, сегодня актуален и востребован этот формат?

— Людей, которые постоянно развивают подобный репертуар и знакомят слушателей с новыми программами, сейчас и правда можно пересчитать по пальцам. Даже среди песен Муслима Магомаева есть масса очень сильных, ярких произведений, которые он блистательно исполнял, но современные певцы их почему-то не поют на своих концертах. Не говоря уже о песнях Владимира Трошина, Эдуарда Хиля, Юрия Гуляева. А потребность в этой музыке у современного зрителя очень высока, как показала моя практика. Симфонические оркестры Запада не боятся включать в свои программы даже рок-музыку. Берлинский филармонический оркестр лет 15 назад уже выходил на одну сцену с группой Scorpions и предлагал европейским слушателям потрясающие концерты. Есть огромное количество певцов, работающих в жанре classical crossover, — Сара Брайтман, Андреа Бочелли, Иль Диво. Вспомним великого Лучано Паваротти, который сделал проект «Паваротти и друзья», вызвавший большой интерес у зрителей и критиков. Для многих знакомство с симфоническими оркестрами и вообще с филармоническим жанром начинается с того, что люди приходят послушать концерты в стиле симфо-рок или тот же проект «Паваротти и друзья», а в итоге становятся поклонниками чистой классики.

— В прошлом году вы сделали новый интересный проект — программу «Для тебя, для тебя, для тебя…», где в сопровождении симфонического оркестра в первом отделении звучат романсы, а во втором — советская эстрада XX века. Как пришло решение соединить в одной программе два этих жанра?

— Во-первых, я не считаю романс и песню такими уж разными жанрами. Даже академические музыковеды подчас с трудом могут провести четкую границу между романсом и песней. Во-вторых, я являюсь большим поклонником Дмитрия Хворостовского и очень хорошо знаю его романсовое творчество. БОльшая часть романсов, включенных мной в программу «Для тебя…», исполнялась Хворостовским с симфоническим оркестром Константина Орбеляна. Это лишний раз подтверждает, насколько симфонический оркестр гибкий и универсальный инструмент.

Признак большого таланта

— В 2018 году вы впервые выступили в новом для себя амплуа — автора музыки, написав песню «Сбереги себя для любви» на стихи Екатерины Ладгары для Дня семьи, любви и верности в Муроме. В 2019 году вы с Катей написали новую песню — «Два крыла». Как у вас родилась мысль написания музыки? Это был заказ оргкомитета Дня семьи или где-то внутри музыканта, дирижера-хоровика и певца Косарева жил композитор?

— Я очень четко разделяю два понятия: композитор и автор музыки. Композитор в моем понимании — человек, способный профессионально работать в разных жанрах. Тексты Екатерины Ладгары — это поэзия, самодостаточная, способная существовать отдельно от песни. Ее стихи отозвались во мне музыкальными интонациями. Так родилась наша первая совместная песня «Сбереги себя для любви». Я показал мелодию Кате, ей понравилось. У Ладгары как поэта есть уникальное качество: она умеет писать о сложных, глубоких вещах простым, доступным языком — это признак большого таланта! В 2019 году, когда Катя прислала мне стихи «Два крыла», у меня тут же родилась мелодия, и мы вместе с Катей ее доработали. К нашей общей радости, обе песни в Муроме на Дне семьи, любви и верности были очень тепло приняты зрителями. С песней на стихи Алексея Фатьянова иная история: внучка поэта Анна Фатьянова, с которой мы давно дружим, сказала: «Влад, если ты хочешь попасть на концерт к 100-летию моего деда, ты должен написать песню на его стихи. У меня есть хорошие строки, которые до сих пор на музыку никто не положил». Речь шла о произведении «Покорил я три державы», написанном примерно в начале 60-х годов XX века. У меня выбора не было, в итоге песня прозвучала в моем исполнении на родине поэта в Вязниках, и я очень надеюсь, что своей музыкой точно попал в стилистику той эпохи… Все, как известно, проверяется временем. И если лет через 50 кто-то вспомнит хотя бы одну из моих песен и включит ее в свой репертуар, можно будет сказать, что какой-то талант композитора у меня есть.

Справка

Владислав Косарев — профессиональный артист, певец. В 2001 году окончил РАМ им. Гнесиных, восемь лет отработал в мужском хоре «Пересвет» как солист и главный дирижер. С 2009-го года Владислав начал свою сольную карьеру. Обладатель первой премии и звания лауреата на I Международном конкурсе дирижеров им. Юрлова. Награжден орденом «Вера, Надежда, Любовь» и золотым орденом «Служение искусству».