Большая Ковыкта. Старт дан
Летом этого года в рамках Восточной газовой программы на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (ГКМ) строятся площадки для эксплуатационного бурения, создается новая инфраструктура, в том числе подъездные дороги. В ближайшем будущем начнется строительство установки комплексной подготовки газа — всего на месторождении их будет пять. При освоении Ковыктинского ГКМ будут построены конденсатопровод и терминал отгрузки стабильного конденсата в поселке Окунайском Казачинско-Ленского района. Планируется, что количество вахтового персонала ООО «Газпром добыча Иркутск» увеличится с 204 до 1500 человек. В августе этого года компания «Газпром» организовала пресс-тур, во время которого журналистам предстояло увидеть начало бурного развития Большой Ковыкты.
Непрерывный процесс
Ковыктинское газоконденсатное месторождение — один из ключевых объектов Восточной газовой программы, запасы которого составляют 2,7 трлн кубометров газа. На востоке России формируются новые центры газодобычи и единая система транспортировки газа. Они обеспечат поставки газа потребителям регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока на долгосрочную перспективу, позволят организовать новый канал экспорта российского голубого топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Восточная газовая программа утверждена в сентябре 2007 года приказом Министерства промышленности и энергетики РФ. Координировать деятельность по реализации программы Правительство РФ поручило ПАО «Газпром».
Ковыктинское ГКМ имеет сложное геологическое строение и рельеф, значительная часть его находится на территории высокогорного плато. В данных условиях немалых усилий требуют все этапы освоения месторождения.
Первым пунктом нашего пребывания на Ковыктинском ГКМ стала разведочная скважина № 75, на которой полным ходом ведется бурение. Чтобы приступить к началу строительства скважины весной 2019 года, подготовительные работы по строительству площадки начали уже в октябре 2018 года. Дело в том, что буровая установка требует идеально ровной поверхности. Ковыктинcкое ГКМ расположено в горной местности, как следствие, чтобы выполнить поставленную задачу по подготовке площадки, пришлось привлекать тяжелую гусеничную технику.
Потом к месту будущей скважины потянулась тяжелая грузовая техника, доставляющая оборудование буровой установки, жилые вагончики для буровиков и оборудование для бурения. Всего пришлось сделать более 200 рейсов. Буровая оснащена по последнему слову техники и, что немаловажно, изготовлена в нашей стране. Производитель — «Уралмаш — Буровое оборудование».
На момент нашего визита бурение шло на глубине около 2000 метров, в будущем глубина скважины достигнет порядка 4,5 тыс. м. Управлением процессом строительства скважины занимается опытная буровая бригада. Технологические операции производятся с применением самого современного бурового оборудования как российского производства, так и зарубежного, а кабина бурильщика больше похожа на центр управления полетами космических кораблей.
— Я начинал работать в 2010 году, — рассказывает Евгений Коняев, мастер буровой установки. — Попал на старый станок, там не было ни кабины, ни верхнего привода. Бурильщик стоит на улице, за рычаг тормоза держится и бурит. Сейчас сидишь в кабине, там кондиционер, обогрев, кресло, джойстик; главная твоя задача — следить за приборами. А ведь еще девять лет назад ты стоял на улице, тебе в лицо летел дождь, снег. Помбур тоже работал под открытым небом. Многие не выдерживали таких условий — увольнялись, искали другую работу — полегче. Сейчас все по-другому.
— Бурение — процесс непрерывный, строительство скважины осуществляется круглосуточно вне зависимости от времени года или погодных условий, — прокомментировал директор Иркутского филиала ООО «Газпром бурение» Виталий Буняев. — Буровая вахта работает по 12 часов, сменяя друг друга, на протяжение 30 дней, столько длится вахтовый период. Эксплуатационные скважины на месторождении могут буриться до 120 дней. Скважина же, на которой мы сейчас находимся, будет буриться порядка 250 дней. Основная причина длительности процесса — необходимость более глубокого изучения коллекторских свойств продуктивных пластов с помощью проведения дополнительных геофизических исследований, испытания в процессе бурения и отбора керна.
С чем встречается долото?
Долото, которое погружается в ковыктинскую землю на глубину более 4000 метров, встречает на своем пути очень древние и чрезвычайно прочные породы — доломиты, аргиллиты и ангидриты. Но одним из самых сложных для прохождения является рапоносный горизонт — по сути это высокоминерализованный соленый раствор высокой плотности, находящийся в пласте с аномально высоким давлением.
— О том, что здесь будет рапа, мы знали заранее, — говорит Виталий Буняев. — Для управления строительством скважины мы регулируем забойное давление с помощью создания противодавления на устье скважины, для чего применяем специальную технологию. После окончания бурения интервала в скважину спускается обсадная колонна повышенной прочности, которая обеспечивает изоляцию этого интервала, и бурение продолжается.
— Уникальность данной скважины в том, что она двойного назначения, — отмечает Руслан Шарафутдинов, заместитель генерального директора по разработке месторождений ООО «Газпром геологоразведка». — Благодаря ей мы получаем уточненную геологическую характеристику разреза и в то же время динамические характеристики пласта. То есть мы не только изучаем геологический разрез, но и подбираем технологию, которая после проведения аналитики будет транслироваться на эксплуатационный фонд. Сопоставив все эти результаты, мы подберем наиболее оптимальные технологии для Ковыктинского месторождения. Послужив целям пробной эксплуатации в течение года, скважина № 75 перейдет в обычную эксплуатацию.
Проект колоссальных масштабов
16 июля этого года на Ковыктинском месторождении состоялось историческое событие — старт Большой Ковыкты. Отправной точкой масштабного проекта стало бурение первой эксплуатационной скважины.
К моменту нашего визита проводилось оборудование устья скважины, забой составлял 1068 метров, в дальнейшем скважину углубят до отметки 4,5 тыс. м. Когда скважина будет готова, на ее месте будет установлена «елка» — так на сленге газовиков называется фонтанная арматура, устройство, состоящее из крестовин и задвижек. Через фонтанную арматуру пластовая смесь поступает в шлейф по изолированному трубопроводу — на завод.
Всего на месторождении до конца года будет введено семь буровых установок, а к 2020 году их будет уже 18.
— В нашей стране давно не было проектов, когда в столь сжатые сроки на такие расстояния мобилизуется колоссальный объем бурового оборудования и людских ресурсов, — говорит Виталий Буняев. — Масштаб, сопоставимый с нынешним, можно обнаружить только в советском прошлом, когда велись разработки крупных месторождений. Для России это уникальный проект с уникальными инвестиционными масштабами.
Еще одна особенность проекта — это высокий уровень экологических стандартов.
— Данный проект основан на безамбарном бурении, — отмечает Валерий Миногин, заместитель начальника службы строительства скважин ООО «Газпром добыча Иркутск». — Если при амбарном бурении выкапываются котлованы и вся выбуренная порода вытекает в амбары, после чего происходит рекультивация, то в нашем случае все эти компоненты поступают на специальный завод, где происходит обезвоживание шлама на водной основе и обработка его до 4-го класса опасности. Это позволяет использовать его в качестве строительного материала. Что касается шлама на углеводородной основе, то после термической обработки он вывозится на полигон хранения.
Газовая электростанция
Сейчас Ковыкта полным ходом готовится к промышленной эксплуатации — ведется обустройство месторождения, строительство новых и реконструкция существующих объектов, среди которых установки комплексной подготовки газа. Прежде чем подать газ в магистральную трубу, его необходимо подготовить.
— На месторождении будут построены комплексные установки подготовки газа, газопроводы-шлейфы, которые будут собирать голубое топливо со всех кустовых площадок, — рассказывает Рафаил Шакиров, врио начальника газового промысла ООО «Газпром добыча Иркутск». — На входном сепараторе происходит первичное разделение газа на конденсат нестабильный, водометанольную смесь и газ. Затем происходит осушка газа, на выходе получаются нестабильный конденсат и метан. Именно метан будет отправляться в магистральный газопровод «Сила Сибири».
Для обеспечения месторождения электроэнергией от поселка Магистрального будет протянута линия. Ну а пока электроснабжение объектов газового промысла осуществляет электростанция собственных нужд.
— У нас работает пять электроагрегатов мощностью 2,5 мегаватта, четыре основных, один резервный, — рассказывает Сергей Батюнин, замначальника участка энерговодоснабжения. — Мощностей хватает всем промышленным объектам, ведь только одна станция может обеспечивать электричеством несколько десятков пятиэтажных домов.
Установка введена в эксплуатацию в 2017 году. До этого здесь стояли передвижные автоматизированные электростанции, на которых были установлены весьма шумные авиационные двигатели. Электростанции, оборудованные двигателями, снятыми с крыла самолета, устарели и морально, и физически. Сейчас здесь установлены газогенераторные турбины. Когда на Ковыкте появится централизованное электроснабжение, электростанция собственных нужд продолжит функционировать — газовому промыслу необходимы резервные источники питания.
Уникальные запасы гелия
Следующим пунктом в нашей программе стала установка подготовки газа УПГ-102. Сейчас на установке заканчивается реконструкция.
— Основная задача реконструкции — обеспечение газодинамических исследований эксплуатационных скважин с целью изучения добычных возможностей и уточнение запасов, — пояснил Рафаил Шакиров. — Вторая задача реконструкции — строительство технологических блоков компрессоров для проведения испытаний мембранных элементов.
Мембранные элементы являются частью опытно-промышленной мембранной установки выделения гелия из природного газа. Гелий — это ценный компонент, который является преимуществом Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Гелий — это стратегическое сырье, которое необходимо в промышленности при создании ракетного топлива и высокотехнологичного оборудования.
На основе полученных данных уже была спроектирована установка мембранного выделения гелиевого концентрата из природного газа Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, где в том числе и ковыктинский газ будет очищаться от гелия. Излишние объемы гелия планируется закачивать в пласт для сохранения природных запасов.
В настоящий момент на месторождении ведется отсыпка площадок будущих газовых скважин, но чтобы подвезти туда оборудование и строительные материалы, нужна хорошая трасса. С ближайшими поселками Жигалово и Магистральным объекты Ковыктинского ГКМ связывает грунтовая дорога. В этом году компания «Газпром добыча Иркутск» продолжила работы по реконструкции 80 километров пути, проходящего по месторождению, и строительству 14 мостовых переходов.
— Идет восстановление земляного полотна, отсыпка с дальнейшим оформлением дорожной одежды из щебня, — рассказал Дмитрий Козлов, ведущий инженер отдела обустройства месторождений ООО «Газпром добыча Иркутск», — на двухкилометровом отрезке рядом с промышленной базой Нючакан будут уложены бетонные плиты. Такое решение принято, чтобы защитить базу и людей от пыли. Новая дорога позволит обеспечить бесперебойный подвоз грузов, логистику по доставке вахтового персонала для обустройства Большой Ковыкты.