Блуждая, поедал паутов
Александр Рудых живёт в тихом Ацикяке. Местные за прошлое прозвали бывшего военного генералом. На деле офицер Советской армии, получивший в молодости контузию в Афганистане, давно обычный пенсионер. Удивительная история, случившаяся с Александром три года назад, заставила многих поверить в чудеса. Потерявшись на лесной дороге — в майке, летних брюках и сапогах, мужчина 28 дней выживал в тайге: ел паутов, ночевал в охотничьих зимовьях, задыхался в дыму лесных пожаров. Своё необъяснимое исчезновение и чудесное спасение «генерал» связывает с мистическими событиями.
Рядом с кладбищем стояла церковь
Летом попасть в Шевыкан из-за окружающих болот можно только на проходном транспорте. Коренных жителей в деревне не осталось, в старых домах в промысловые сезоны живут охотники. А когда-то в селе рядом с кладбищем стояла деревянная церковь, в которой проводились службы. В 50-е годы церковь разрушили, разобрали по брёвнам. Все иконы выносили из храма и бросали на землю в одну кучу. Жители спасали предметы культа, пряча у себя в домах. Одна из таких неравнодушных — Устинья Романовна Лобова. Ночью тайком она взяла тяжёлую икону и через болото несла её домой. Дома Устинья повесила икону на кухне за шкаф, спрятав от посторонних глаз. Так и хранилась икона в доме Лобовых почти 70 лет.
Работа мастеров XVIII века — четырёхчастный иконостас, на котором изображены Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Мария Египетская и Преподобная Анастасия, священномученики Власий и Модест (считаются покровителями скотоводства). В центре — распятие Иисуса Христа, сверху — Пресвятая Богородица «Всех Скорбящих Радость». За годы были случаи, когда икону из дома Лобовых пытались похитить, но все попытки не удались. Хозяева со временем переехали в Качуг. Икону с собой забирать не стали, но и шевыканскую избу окончательно никогда не бросали (из рассказа настоятеля Свято-Иннокентьевского храма отца Максима).
Заблудился после спора о святыне
Коренные шевыканцы, преимущественно пожилые люди, видятся раз в год, на так называемых родовых встречах. На одну из таких летом 2015-го случайно попал и Александр Рудых.
— Родом я из Буредая, но и в Шевыкане наши предки жили, потому согласился, на свою голову, поехать с товарищем на встречу. Мероприятие это увлекательное и отнюдь не бесполезное. К нему серьёзно заранее готовятся, жители вспоминают своё прошлое, много разговаривают, представляют свои семьи, стараются и после сохранять связи. Отдохнули и пообщались мы тогда хорошо. Но вечером я имел неосторожность повздорить с одним из участников встречи о будущем хранящегося в избе Лобовых иконостаса. Усомнился в ценности иконы. Сейчас неважно, кто из нас, ругавшихся, был тогда прав, но помню — хозяйка иконы, женщина из Качуга, просила не выяснять отношений на этой почве. Мол, не к добру это всё. На следующий день мы возвращались домой, и я сам не понимаю, как, заблудился. На выезде из деревни у старого развалившегося моста через речку не смог набрать воды в бутылку. Берега обрывистые, а пить после праздника очень хотелось. Вот и решил чуть в лес углубиться. Когда пошёл обратно к машинам, свернул не на ту дорогу. Дождь лёгкий начался, все следы техники размыло — а я в одной майке и сапогах, в кармане зажигалка, в руках бутылка пластиковая с водой. И сейчас, спустя время, считаю — не нужным никому тот спор был, но оказался знаковым в моей истории.
Голод утолял паутами
Первые часы затянувшегося на 28 дней экстремального путешествия Александр провёл на берегу реки. Рассказывает, это была единственная в длинном июне ночь, когда у костра он думал, переосмысливал прошлое, что-то анализировал. После просто выживал.
Армейские навыки помогали в таёжных испытаниях. У Рудых два военных образования: по первому Александр — авиационный техник, после окончил Ленинградское военное училище. Когда-то в начальной ацикякской школе Саша был единственным отличником и твёрдо знал, что станет военным. И пусть в личной жизни всё сложилось не так, как хотелось бы, но детей вырастил порядочными. Дочери живут в Иркутске, подрастают внучата.
— Мужики сейчас меня часто спрашивают: почему по течению реки сразу не пошёл? Со стороны легко людям рассуждать. А летом тем была засуха, дым в лесу. И речка настолько обмелела, как в болоте, вода стояла недвижимая. Пойми тут, куда она бежит…
Два заброшенных зимовья встретились путнику на четвёртые сутки. Сейчас, глядя на карту, Александр понимает, что надо было спускаться, а он вместо этого поднимался по хребтам севернее. Если спасительная бутылка, в которую набирал воду в речках и низменностях, всегда была при себе, то из еды только таёжные пауты.
— Пищевой консерватизм в моей ситуации себя никак не оправдывал, поэтому я не брезговал — с себя снимал паутов и ел. Штук тридцать, наверное, проглотил. Не поверите, они даже кусать меня потом перестали, — улыбается Александр.
По атмосфере в зимовьях, на которые набрёл скиталец, было видно, что люди здесь долго не появлялись: газеты пятилетней давности, на дне бочки у входа — мука и полбаночки мёда. Лепёшки из муки не получились — прогоркла за годы, а вот мёд, который пил тогда с кипяточком, Александр и сейчас вспоминает как самый вкусный. Две ночи провёл на вышке у привада (вид охоты на хищников, когда медведя заманивают с помощью наживы — делают узкое отверстие в бочке, кладут внутрь мясо или рыбу). На высоте было безопасно, поэтому удалось восстановить силы и выспаться на толстом поролоновом матрасе.
Добрёл до заповедника
— Удивительно, но чувство голода во время своих скитаний я практически никогда не испытывал. Больше подводили ноги, в клочья сдирал кожу в сапогах, проходя по 30—50 километров в день. Был бы в кроссовках, думаю, быстрее бы добежал, — иронизирует Александр.
Любители таёжных приключений часто рассказывают о встречах с хищниками. Наш герой считает — преувеличивают. На пути ему ни разу не встретился хозяин тайги. Летом медведи сытые, человека чувствуют за километр, остерегаются. Лишь однажды в лесу, обернувшись, он увидел позади себя собаку с рыжим хвостом.
— Отправил по матушке и до сих пор не знаю, мираж это был или на самом деле… Но свежий медвежий помет на берегах речушек видел часто.
Переломным стал момент, когда Александр добрался до зимовья инспекторов Байкало-Ленского заповедника. Здесь были большие запасы пищи: крупы, сгущёнка, печенье. У мужчины появились наконец-то вещи — куртка, брюки. Семь дней провёл Рудых в добротном доме, восстанавливал силы, залечивал раны и надеялся на встречу с людьми. Но они не приезжали. Потерявшегося, конечно, искала полиция, правда, никто и представить не мог, что он так далеко вглубь тайги заберётся.
— Скажу честно, в мыслях я Александра похоронил задолго до того как он нашёлся, потому что знаю — тайга не прощает ошибок. Это же ужас — человек преодолел сотни километров леса в майке и сапогах, без оружия! Судя по карте, он двигался сначала в направлении озера Тулон вот так, по кругу. После поднялся на Байкальские гольцы, расположенные на территории заповедника, а затем спустился к Лене. Не могу представить, каким чудом выжил, — комментирует услышанное начальник отделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по Иркутской области Игорь Демидов.
— Только мать моя верила, что вернусь. Я ведь в рубашке родился, — замечает Рудых.
А дома справили поминки…
Дни скитаний по тайге сейчас вспоминаются фрагментами. В последней части путешествия Александр чётко для себя усвоил: двигаться надо по течению таёжной речки без названия. Понимал — любой приток всегда приведёт к Лене. Встречая следы трэколов, ночуя в вагончике для рабочих на участке пилорамы, он чувствовал — люди где-то рядом.
— Вышел я всё-таки к Лене. В районе урочища Кадаган стоят добротные зимовья охотпользователей Колгановых. Вот на них и вышел. Увидел гараж, чайник на костре и понял — пришло спасение. Сторож в тот момент вышел на улицу — тёзка мой, Саня. Можете себе представить, какое у человека было лицо, когда он меня увидел! Кстати, в одном из охотничьих зимовий мне удалось даже побриться. Незабываемое путешествие! — продолжает шутить Александр.
Подкрепившись, он решил не ждать помощи и в этот же день пошёл вниз по Лене. До цивилизации, села Бирюлька, оставалось всего 40 километров. Для путника это расстояние в масштабах преодолённого маршрута казалось тогда мизерным, добрался быстро. Напугав внешним видом продавца сельского магазина, Александр попросил вызвать ему такси и приехал в родной Ацикяк, где по нему уже справляли поминки.
Когда скиталец шёл по тайге, дал себе слово: если выберется — обязательно окрестится. На следующий день поехал в Качуг, зашёл в полицию за паспортом, сорвал в отделе объявление со стенда о розыске со своей фотографией и записался по телефону на таинство крещения.
— Любые испытания в жизни человеку даются не случайно, а для того, чтобы он изменился. В моём случае переосмыслил многое в жизни после этой истории не только я сам, но и дети мои. Кардинально поменялось у них ко мне отношение. Если раньше — живёт отец в деревне, жив-здоров, и слава Богу, то сейчас всё по-другому. Недавно вот, на мой юбилей, 60 лет, в Иркутск меня свозили, праздник отцу устроили. Да и в целом мы стали больше общаться.
Икону передали в храм
Шевыканскую икону Альбина Ивановна Дубойская (дочь Устиньи Романовны), посоветовавшись с родственниками, приняла решение передать в ближайший храм. Дубойские видели, что в селе Анга тогда велось строительство церкви, и Устинья Романовна с теплотой вспоминала время, когда на богослужениях было многолюдно. Но строительство нового храма было ещё на начальном этапе. Альбина Ивановна обратилась к землякам — Сергею и Евгении Скворцовым — с просьбой забрать икону из дома в Шевыкане и сохранить на время. Скворцовы увезли икону в Иркутск. где поместили в Казанский храм. В начале нынешнего лета иконостас привезли в Свято-Иннокентьевскую церковь села Анга.
— Со словами благодарности обращаюсь к Устинье Романовне и Альбине Ивановне, эти женщины долгие годы хранили икону. Сергей и Евгения Скворцовы благоукрасили святыню, помогли изготовить киот, икона теперь в нашем храме находится под стеклом, в красивом обрамлении, — рассказывает настоятель Свято-Иннокентьевского храма отец Максим.
Шевыканская икона полюбилась прихожанам и паломникам. Батюшка подтверждает: были случаи благодатной помощи по молитвам у этой иконы. Анга обрела большую духовную ценность. Православные теперь могут возносить свои молитвы перед намоленной нашими предками святыней.