Бизнесмен Алексей Тайчер. Биография владельца холдинга «ТФМ»

Источник: Юлия Макарова 15/02/2022 - 22:37

Масштабный бизнес Алексея Тайчера. Биография предпринимателя.

Карьере топ-менеджера в госсекторе он предпочел построение собственного бизнеса. Сегодня предприниматель является совладельцем холдинга, в состав которого входит один из крупнейших собственников вагонов. Ежегодно вагоны ООО «Атлант» перевозят десятки миллионов тонн грузов.

Бизнес. Начало.

Родился в январе 1979 года в Ленинграде. Окончил Петербургский госуниверситет путей сообщений и бизнес-школу International Management Institute of St Petersburg по программе MBA в области финансов.

В железнодорожный бизнес пришел будучи студентом. Его первым местом работы было ЗАО «Евросиб СПБ», располагавшее собственным парком вагонов. Здесь он прошел путь от помощника финдиректора до его заместителя.

Следующий этап трудовой биографии начался в 2003-м. Он стал заместителем гендиректора по развитию в ООО «Концерн «Союзвнештранс». В его ведении находились проблемные и непрофильные активы, которым необходимо было найти эффективное применение. Так, под непосредственным руководством Тайчера, компанией был реализован девелоперский проект в районе аэропорта Шереметьево в пользу банка ВТБ. Кроме того, по инициативе топ-менеджера был разработан проект логистического комплекса недалеко от поселка Сколково Московской области. Терминал на стадии строительства был приобретен банковской структурой. Позднее прилегающая территория была переподчинена Москве и стала площадкой для одноименного инновационного центра.

Эксперт и топ-менеджер РЖД

В 2005-м Тайчера пригласили в РЖД. На новом месте работы он вошел в группу экспертов, подготовивших Целевую модель рынка грузоперевозок. В дальнейшем документ получил одобрение на правительственном уровне и позволил произвести реформацию отрасли. Тайчеру также довелось участвовать в создании и развитии одного из крупнейших грузоперевозчиков — ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), являвшегося дочерним обществом РЖД. В 2011-м правительство России приняло решение о приватизации ПГК. По итогам двух этапов конкурсных торгов государство в лице железнодорожного холдинга за 100% минус одна акция грузоперевозчика выручило 175,5 млрд рублей.

Для Алексея Тайчера серьезным профессиональным вызовом оказалась трехлетняя деятельность на посту генерального директора другого дочернего общества государственного железнодорожного холдинга — АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). В момент назначения на должность предприятие находилось в глубоком кризисе — годовой убыток составлял 8,5 миллиардов рублей. Новый руководитель разработал антикризисную стратегию, благодаря которой ФГК не только справилась с экономическими трудностями, но и стала лидером рынка. Количество вагонов в эксплуатации удалось довести до 131 тысячи единиц, а годовую прибыль — до 21 миллиарда рублей.

Во главе спецперевозчика

В 2012 году АФК «Система» Владимира Евтушенкова стала владельцем АО «СГ-Транс». Предприятие, основанное в 1959 году, занималось закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией сжиженных углеводородных газов. Его приватизация планировалась еще с 2005 года, но ежегодно переносилась по различным причинам, в т.ч. из-за недочетов в документации и в оформлении прав на объекты недвижимости. В 2012 году на него претендовало десять компаний, включая крупные финансово-промышленные группы. По мнению некоторых экспертов, наиболее привлекательным активом бизнеса «СГ-Транс» являлась сеть топливных баз и газовых автозаправочных станций, поскольку в то время спрос на СУГ в стране повышался год от года.

Организация сделки и сопровождение АФК «Система» были доверены Тайчеру, который консультировал представителей акционерной финансовой корпорации. После оформления итогов приватизационных торгов он в течение трех лет руководил компанией. Один из механизмом его стратегии при управлении «СГ-Транс» — реструктуризация бизнеса. Менеджмент сделал ставку на развитие железнодорожных перевозок. Сеть заправок и топливных баз вывели из структуры фирмы. Это позволило холдингу Евтушенкова вернуть значительную часть средств, потраченных на приобретение компании. По итогам 2013 года грузооборот «СГ-Транс» увеличился на 72%, а чистая прибыль — почти в три раза. В том же 2013 году 50% акций грузоперевозчика были выкуплены менеджментом «СГ-Транс». В число совладельцев компании вошел и Тайчер Алексей. В 2016 году АФК «Система» продала остававшиеся в ее распоряжении 50% акций спецперевозчика. Сегодня «СГ-Транс» занимает первое место на российском рынке перевозок наливной химии и СУГ.

«Атлант»

В 2019 году Тайчер вместе с партнерами на кредит, предоставленный крупным банком, приобрел лизинговую компанию ПАО «ТрансФин-М». Он же возглавил совет директоров предприятия. Позже публичное акционерное общество стало основой холдинга «ТФМ».

Новая команда управленцев приняла решение модернизировать бизнес как головной фирмы холдинга, так и других входящих в его структуру организаций. На базе активов лизинговой компании был создан универсальный оператор вагонов — ООО «Атлант». Позднее в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью вошла корпорация развития ВЭБ.РФ. Ее доля составила 25%.

«Атлант», несмотря на спад на рынке железнодорожных перевозок, вызванный распространением коронавирусной инфекции, в течение 2020-2021 годов существенно увеличил масштабы деятельности. Только за 2020 год число контрактов выросло на 23%, а объем ежемесячных перевозок на 35%. Это стало возможным, в том числе за счет увеличения вагонного парка.

С момента основания оператора количество вагонов в эксплуатации увеличилось почти в три раза, достигнув ко второму полугодию 2021 года 60,9 тысячи единиц. По количеству крытых вагонов «Атлант» занимает второе место в стране, а по парку в собственности — четвертое, что делает его крупнейшим независимым арендодателем подвижного состава на отечественном рынке. В феврале 2021 года владельцы оператора увеличили размер уставного капитала еще на 10 миллиардов рублей.

На сегодняшний день подвижной состав «Атланта» представлен крытыми вагонами, цистернами, полувагонами и автомобилевозами. Это позволяет оказывать транспортные услуги более чем 300 крупнейшим компаниям, представляющим 15 различных отраслей российской экономики. В их числе предприятия металлургического комплекса, топливно-энергетическая промышленность, деревообработка, производство строительных материалов и т.д. Ежегодно вагоны «Атланта» перевозят свыше 30 млн тонн грузов различного назначения. И с каждым годом показатели только растут.

 

Рубрики: 
ТЕГИ Слово