Голубиная почта
Когда люди узнали, что ласточки и голуби умеют хорошо ориентироваться в пространстве, то решили воспользоваться талантами пернатых. Науке почтарей люди стали обучать не только ласточек и голубей, но и морских птиц — фрегатов. Но все же лучшим почтальоном оказался домашний голубь.
Голубиная почта известна с древних времен. В странах Междуречья голубей посылали с различными депешами. Позже голубиная почта возникла в Египте и Греции. В средневековых монастырях самым надежным средством сообщения был голубь. Рыцари содержали в своих голубятнях множество почтарей, переносивших любовные весточки их дамам сердца. В XII—XIII веках почтовый голубь стоил на рынке столько же, сколько чистокровный арабский конь.
Почтари способны летать без отдыха несколько часов подряд, делая в среднем 70 километров в час. Во времена континентальной блокады, устроенной англичанам Наполеоном, голубей использовали как контрабандистов. Под крыльями почтари переносили из Англии во Францию драгоценные камни. При осаде Парижа в 1871 году почтовые голуби доставляли огромное количество писем от осажденных с призывами о помощи.
Двести тысяч почтарей были "призваны" в Англии во время Второй мировой войны на военную службу. С ними было передано немало важнейших сообщений. Шведский ученый Андре пропал во льдах, пытаясь достичь Северного полюса на воздушном шаре, и единственную весть, присланную им из царства вечного холода, принес голубь, которого Андре взял с собою в путешествие.
В английском городе Плимуте почтари транспортируют из местной больницы в лабораторию, находящуюся в трех с лишним километрах от больницы, пробирки с кровью, взятой на анализ. Они делают эту работу в два раза быстрее, чем автомобили, перевозившие кровь прежде. В больших городах, где на улицах часто случаются пробки, еще до изобретения мобильных телефонов для передачи срочной информации использовали почтовых голубей.
Агентство "Рейтер" с середины прошлого века успешно использовало голубиную почту — она была наиболее удобным способом передачи короткой информации через районы больших городов с их постоянными пробками.
Долгое время ученые не могли понять, каким образом птицам удается запоминать маршруты, по которым они летают. Почему они с такой невероятной легкостью находят свой дом? Иногда, например, обученные возвращаться по определенной трассе голуби сворачивали с нее и летели напрямик, по более короткой дороге.
Птиц отвозили в далекие, совершенно незнакомые им страны. Иногда всю дорогу их крутили, как на карусели, на патефонном диске или везли под наркозом, чтобы лишить птиц возможности чисто механически запомнить дорогу. Но они и после наркоза с патефоном так же прекрасно ориентировались в поднебесных трассах.
Первым о том, что птицы, а вместе с ними и почтари, ориентируются по солнцу, догадался немецкий биолог Шнейдер. Они должны видеть либо само солнце, либо хотя бы ближайшую к нему часть небосвода в пределах дуги в 30—40 градусов. Солнце в течение дня перемещается по небу, но пернатые это учитывают — у них сильно развито чувство времени.
Тем не менее почтовых голубей тренируют. Их принято обучать с того момента, как только они обретают способность летать. Сначала почтарей выпускают в выгулы голубятни, чтобы они привыкли к ним. Потом приучают к крыше. После того как голуби привыкнут к крыше и сделают 2—3 пробных полета, они начинают знакомиться с окружающими строениями — домами, водонапорными башнями, пожарными вышками, рощами, полями, холмами, реками, чтобы хорошо ориентироваться в будущих воздушных рейсах.
После облета над голубятней почтарей выпускают с одного, с трех, с пяти, с двадцати километров от привычного места. Уже на второй год жизни почтовые голуби способны совершать перелеты на тысячу километров.