Берёста с эффектом 3D

Необычная выставка открылась в Ремесленном подворье в Иркутске
Набор резных шкатулок из берёсты мастера А.Б.Меркульева из Ербогачёна
Набор резных шкатулок из берёсты мастера А.Б.Меркульева из Ербогачёна

Чайную посуду из дерева мастер Пётр Лабутин вырезал в 1990 году
Чайную посуду из дерева мастер Пётр Лабутин вырезал в 1990 году
Издалека деревянные грибочки выглядят как настоящие
Издалека деревянные грибочки выглядят как настоящие
Татьяна Кочмина провела на открытии выставки мастер-класс по росписи
Татьяна Кочмина провела на открытии выставки мастер-класс по росписи

Четверть века назад в Иркутском областном Доме народного творчества сама по себе начала собираться коллекция работ мастеров: что-то дарили, что-то оставалось после проведения различных конкурсов, что-то сотрудники привозили из этнографических экспедиций. Всё это бережно складывали. Некоторое время назад, проводя ревизию, сотрудники ИОДНТ ахнули: у них хранится уже более 1000 произведений! И если небольшая часть коллекции периодически выставляется, то остальные изделия тоже заслуживают публичного внимания, тем более что некоторых мастеров уже нет в живых.

Так появилась выставка «Сокровищница народной культуры», открывшаяся в Ремесленном подворье.

— Специализированных коллекций народного творчества и ремёсел в России очень мало, — рассказывает ведущий специалист по фольклору ИОДНТ Андрей Кожухарь. — Только в Москве есть Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, остальные коллекции собирают краеведческие и художественные музеи, причём по остаточному принципу: краеведы на это смотрят с исторической точки зрения, а художники ориентированы на профессиональное искусство. Поэтому коллекции, собираемые при домах народного творчества, имеют особую ценность — они отражают часть культуры, которая связана с ремесленной деятельностью.

Самому возрастному экспонату, представленному на выставке, почти 30 лет. Это набор чайной деревянной посуды с самоваром и чашками, выполненной Петром Лабутиным в 1990 году. Кроме посуды мастер сделал и батон, нарезанный ломтиками, и на расстоянии пары метров деревянный хлеб от настоящего отличить трудно.

Самая поздняя работа датирована 2014 годом: это панно «Мировое древо» Анжелики Алсаткиной, из конского волоса и войлока.

Рисунки и орнаменты на туесах из берёсты Альберта Почекутова выглядят не просто объёмными, а живыми. Эффект 3D достигается за счёт тёмного фона и многослойности рисунка. Если смотреть под определённым углом, кажется, что картинка живая и волк действительно выходит из леса.

Отдельно выставлены милые сюжетные фигурки Альберта Дорофеева из Слюдянки. Работы мастера отличают необычайная детализация скульптурок из цельного куска дерева и живость человеческих лиц. По одной фигурке люди с фантазией запросто могут придумать целый рассказ об этих героях. Например, «Послушный мальчик»: младшая сестрёнка подстригает старшего брата. Или «Дед и внук»: старый бурят с трубкой усадил на колени малыша и рассказывает ему интересную сказку.

Несколько деревянных панно появилось в запасниках благодаря Татьяне Кочминой. Женщина сама стала мастером росписи по дереву в 90-х годах, когда закрылось архитектурное бюро в Усть-
Илимске.

— Мы с коллегами тогда создали школу народных ремёсел, и она существует до сих пор, — говорит Татьяна Кочмина. — Потом я приехала в Иркутск и организовала студию росписи по дереву на базе Центра народного творчества. Два года мы работали, и представленные на выставке изделия созданы моими учениками именно в той студии. Сейчас они потемнели от времени. Проблема, скорее всего, в покрытии: раньше это была просто олифа, в магазинах ничего больше и не было.

Росписью по дереву Татьяна Кочмина занимается до сих пор. Женщина уже на пенсии и признаётся — у неё нет свободного времени. Мастер уверена: каждому человеку нужно успевать творить тогда, когда хочется. Самые оригинальные работы получаются, когда приходит вдохновение. И тогда кто знает — возможно, именно вашими работами будут любоваться потомки на выставках народного творчества.