Байкал: исчезающая дорога

Особенности передвижения по весеннему льду
Текст: Константин Куликов , Фото: БПСО МЧС России, программа «Вести — Иркутск» , Копейка , № 10 от 13 марта 2019 года , #Происшествия

Зимой подъёмные механизмы можно установить только на толстом льду
Зимой подъёмные механизмы можно установить только на толстом льду
Толщина льда — не основной фактор. Более важные показатели — наличие промоин и трещин
Толщина льда — не основной фактор. Более важные показатели — наличие промоин и трещин
Затонувшую машину поднимают, используя специальные понтоны, которые наполняют сжатым воздухом
Затонувшую машину поднимают, используя специальные понтоны, которые наполняют сжатым воздухом
После того как автомобиль поднят, нужно найти его хозяина
После того как автомобиль поднят, нужно найти его хозяина

Очередное ЧП на Байкале в прошедшие выходные едва не обернулось трагедией. В двух километрах от берега под лёд провалился автомобиль «Субару». За рулём была женщина, в салоне — четверо детей. Водитель проигнорировала запрещающие знаки и выехала на лёд. Всем пятерым, к счастью, удалось выбраться из тонувшей машины.

Как уже сообщали спасатели, в первой половине марта на Байкале резко ухудшилась ледовая обстановка, что создало новую и вполне реальную угрозу для всех находящихся на льду озера — для людей и автомобилей. Существенные подвижки льда, в результате которых появились метровые трещины, инспекторы МЧС обнаружили во многих местах южной части озера. Немало их и на популярных туристских маршрутах, в том числе и по ледовому пути из Старой Ангасолки в Слюдянку.

— В этом месте отмечается выход воды от двух до пяти сантиметров на поверхности льда, что приводит к деформации и структурным изменениям ледового покрова. Несоблюдение мер безопасности на скользком льду приводит к получению травм участниками переходов, — предупреждает Василий Рыбак, старший государственный инспектор Байкальского участка Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области. — Кроме того, многочисленные трещины с выступом воды на поверхность образовались на участке акватории от населённого пункта Ореховая до посёлка Мангутай вдоль берега и далее — в сторону станции Шарыжалгай. Здесь ширина только становой трещины местами достигает двух метров.

По словам инспектора, вторая становая трещина пролегла от посёлка Утулик в восточном направлении до Байкальска на удалении от берега от 10 до 150 метров.

Лёд — субстанция нестабильная

В связи с осложнившейся обстановкой специалисты БПСО МЧС России опять напоминают: там, где стоят запрещающие знаки и заблокированы съезды, ни в коем случае нельзя выезжать на лёд, тем более на тяжёлых автомобилях повышенной проходимости. Безопасная толщина льда для человека составляет свыше 7 сантиметров, для автомобиля — более 20 сантиметров.

Конечно, сейчас на Байкале лёд намного толще. По данным замеров во второй половине января, в популярных акваториях Малого моря его толщина уже была такой: в заливе Мухор — 95 см, в Куркутском заливе — 87 см, в проливе Ольхонские Ворота — 43 см, между мысом Улан­Хада и мысом Кобылья Голова — 45 см.

Напротив посёлка Листвянка толщина льда варьируется от 5 до 35 см. В частности, напротив гостиницы «Маяк» в 10 метрах от берега — 5—6 см, в районе мыса Лиственничного — 8 см.

Однако толщина льда не является определяющим фактором в вопросе безопасности пребывания на льду, утверждают спасатели. Гораздо более важные показатели — наличие промоин и трещин. По ним данные получить не представляется возможным, так как озеро Байкал — живой организм и ситуация на водоёме меняется стремительно, как это и случилось в первой половине марта.

«Не видели, где мы «Сурф» утопили?»

Между тем люди, приезжающие полюбоваться зимними байкальскими красотами или на рыбалку, чаще всего не задумываются об опасности. А она подстерегает буквально везде — и в южной части Байкала, и на Малом море, где пару недель назад очень повезло ехавшим в уазике.

По словам очевидцев, УАЗ двигался по льду на скорости по накатанной, в общем­то, колее и в какой­то момент провалился передними колёсами в глубокую трещину. Ещё с полметра, и машина ушла бы под воду полностью. На помощь терпевшим бедствие вовремя подоспели два других внедорожника — «Ниссан­Патрол» и пикап «Мицубиси». Тросом они выдернули уазик из промоины.

Но далеко не всем так везёт.

— Я один раз таких чудиков на Байкале встретил. Подходит к нам мужик в разных тапках и спрашивает: «Парни, а вы не видели, возле какого мыса мы вчера вишнёвый «Сурф» утопили?» Они накануне к проталине вплотную подъехали, чтобы лодку резиновую выгрузить и рыболовную сеть поставить. Вот и поставили. Сами хоть сумели выбраться из воды…

Этот случай в Инстаграме рассказал один из посетителей аккаунта Байкальского поисково­спасательного отряда (irk38mchs) в комментариях к подборке фото провалившихся автомобилей, которую спасатели опубликовали накануне.

В этой фотоподборке — некоторые из спасательных операций, проведённых в последние три года. Как говорят сами инспекторы, это лишь мизерная их часть.

По нынешнему сезону итоговой статистики пока, естественно, ещё нет. Но год назад Семён Белокуров, начальник БПСО МЧС России, приводил такие цифры: «За 15 лет существования Байкальского поисково­спасательного отряда были зарегистрированы происшествия с провалами 163 автомобилей, 30 плавсредств, 14 снегоходов, пяти мотоциклов, трактора, вертолёта и самолёта. Из них силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, два мотоцикла, оба легкомоторных воздушных судна и трактор».

Ликвидация подводных свалок

 В некоторых местах, обычно там, где зимой действуют несанкционированные переправы, дно озера напоминает настоящую свалку — бытовой мусор, автопокрышки, провалившиеся под лёд уже проржавевшие машины. Оставлять их тут нельзя, поскольку подобный хлам напрямую влияет на экосистему уникального водоёма.

Однако очистку дна Байкала проводят только осенью. Последнюю масштабную экоэкспедицию, под названием «Хрустальная глубина», спасатели­водолазы провели в сентябре 2017 года. Доставали разрушенные береговые ограждения, металлоконструкции, технические отходы судов, автомобильные покрышки и бытовой мусор.

Сентябрь для подводных работ выбирают не случайно: завершается туристический сезон, снижается число отдыхающих и плавсредств, а температура воды оптимальна для погружения водолазов. Кроме того, степень прозрачности, характерная для озера в сентябре, является необходимым условием применения телеуправляемого необитаемого подводного аппарата Falcon. Его задействуют для обнаружения и подъёма крупных объектов с больших глубин.

— Зимой подъёмные механизмы можно установить только на толстом льду. А в сентябре мы используем понтоны, которые наполняются сжатым воздухом. Они поднимают автомобиль на поверхность. Далее его катером буксируют к берегу, где уже КамАЗом вытягивают на сушу, — поясняет Николай Рыбаченко, спасатель­водолаз БПСО МЧС России.

Как говорят сотрудники МЧС, очень важно не только поднять затонувшую технику со дна озера, но и разыскать владельца, чтобы он забрал её для дальнейшей утилизации. Большая часть таких объектов находится в зоне Прибайкальского национального парка, и оставлять этот металлолом на берегу спасатели не имеют права.

Цена спасения. В рублях

«Ещё раз призываем всех владельцев транспортных средств быть предельно ответственными, ведь от ваших действий зависит судьба озера», — вновь обращают внимание граждан специалисты БПСО МЧС России.

Между тем в разных регионах страны по поводу несанкционированного выхода на лёд свою работу начали законодатели. Лейтмотив: если гражданин нарушил запрет и произошло ЧП, то нужно его обязать оплатить работу спасателей.

Действительно, граждане игнорируют призывы МЧС не выходить на опасный лёд, но при этом считают, что спасатели в любом случае обязаны прийти на помощь. 

В Приморье, где ледовая обстановка несколько отличается от байкальской, сотрудники МЧС обнародовали суммы, в которые обходится бюджету очередное спасение любителей свежей рыбы, сообщает «Российская газета». Нижняя граница — 5 тысяч рублей на каждого нарушителя, которого приходится снимать с льдин. А верхних пределов нет. Ведь, например, час полёта вертолёта Ми­8 «съедает» 150—180 тыс. руб.. Когда в сахалинском заливе Мордвинова около часа спасали с оторвавшейся льдины семерых рыбаков — вертолёт, две моторные лодки, два снегохода, две «Газели» и работа нескольких сотрудников МЧС обошлись в 158 тысяч бюджетных рублей.

В Сахалинской области сейчас уже подготовили соответствующий законопроект, вводящий штрафы за прогулки по тонкому льду, за выход на зимнюю рыбалку во время действия запрета, объявленного МЧС.

А в Приморье подобный закон действует с прошлого года. Депутаты не стали затягивать с документом, после того как МЧС объявило, что всего за два месяца на неокрепшем льду в крае погибло 16 человек.

Штраф или возмещение затрат?

Сейчас штраф, который должны заплатить жители Приморья за выход на тонкий лёд, составляет от 500 до 1000 рублей в период ледостава, за выезд на машине — от одной до трёх тысяч рублей на человека. Правда, как считают местные наблюдатели, такие штрафы можно приравнять лишь к воспитательным беседам, но никак не к экономическим мерам воздействия на нарушителей…

Зато в Московской областной думе решили не ограничиваться штрафами. К апрелю депутаты Подмосковья выйдут с законодательной инициативой, по которой рыбак, проигнорировавший предупреждение об опасной ледовой обстановке, обязан будет возместить экстренным службам именно затраты на своё спасение. А это серьёзные суммы.

Хотя и здесь уже начались дискуссии. Эту законодательную идею Андрей Литовка, официальный представитель ГУ МЧС России по Санкт­Петербургу, прокомментировал так:

— Сейчас мы говорим о том, что надо платить за спасение со льдины, а завтра начнём брать деньги за тушение пожара, за работу полицейских, за выезд скорой помощи? Нет! МЧС — это орган по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Что бы ни произошло, мы всегда придём на помощь и денег за это не потребуем. В Петербурге работает другая система. Ежегодно МЧС устанавливает период запрета выхода на лёд. Если застанем человека на льду во время периода запрета, отвозим его на берег и штрафуем на пять тысяч рублей. Уверен, этого достаточно.

С коллегой согласен и Семён Белокуров, начальник Байкальского поисково­спасательного отряда МЧС России:

— Если есть постановление законодательства, которое запрещает выходить на лёд вне установленных мест, а люди умышленно игнорируют правила — они нарушают закон. С нарушителями закона нужно бороться административными мерами. Конечно, нужно штрафовать.