Банзаров Доржи — первый бурятский ученый

Доржи Банзаров прожил недолгую (умер в 33 года), но, безусловно, незаурядную жизнь.

Уро­женец Забайкалья кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немец­кий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важ­ным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. И увы, именно здесь блестящий уче­ный обрел свой покой.

Наука и «Черная вера»

Доржи Банзаров родился в 1822 году в Иче­туйской долине, в семье сибирских погранич­ных казаков. Кроме него в семье было еще четы­ре сына — Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пяти­десятником (офицером) бывшего Ашехбатского полка, исповедовал буддийскую веру.

Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку 9-летний сын всего за один год окончил Харанцайское приходское учили­ще. После этого, в сентябре 1833 года, его от­дали в Троицкосавскую войсковую русско-мон­гольскую школу.

В 1835 году по ходатайству тайши Селенгин­ской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских мальчиков был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Именно за период учебы в гимназии он кроме родного и русского в совершенстве овладел монгольским, маньч­журским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в ла­тинском, тюркском, и английском. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе на­градил Банзарова золотой медалью.

После окончания гимназии, в том же 1842 году, Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского универ­ситета. Университет открыл Банзарову мир на­уки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику мон­гольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буд­диста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского — «Путешествие Тулишеня Аюб хану». Первые публикации молодого ориенталиста были вос­торженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских гу­бернских ведомостях».

В 1846 году Доржи окончил университет, за­щитил диссертацию «Черная вера, или Шаман­ство у монголов». Кроме этого, составил «Маньч­журско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). Особое место в научных трудах занимает исследова­ние такого памятника, как «Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра — одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Окончив Казанский университет со степе­нью кандидата, Банзаров по Высочайшему по­велению в августе 1849 года получил разреше­ние поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, полагавшимися при ученой степени. На основании данного разрешения генерал-губернатор Восточной Сибири опреде­лил Банзарова на должность чиновника особых поручений ГУВС и произвел в чин коллежского секретаря.

12 апреля 1850 года, после 15-летнего пребы­вания в Европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка — боль­шого чиновника да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чество­вали в каждом улусе. К сожалению, отец Банза­рова уже умер и не мог порадоваться успехам сына.

Что жизнь, что смерть — легенда

Вернувшись в Иркутск, Доржи Банзаров по­лучил должность титулярного советника. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников, и привлекал их к ответственности. Но, несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географические карты, совер­шил поездки в Тункинский край для исследо­вания происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с мон­гольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.

Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться таланту Банзарова. Он умер 27 фев­раля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в «Иркутской летописи 1661— 1940 гг.» Ю.П.Колмакова:

«...27 февраля 1855 года в Иркутске скончал­ся Доржи Банзаров — известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управле­ния Восточной Сибири (ГУВС).

Достоверная причина смерти Банзарова не­известна. Один из его современников, Юмды­лык Ломбоцыренов, автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хроники родов селенгинских), писал, что Банзаров пристрастился к вину. Однако на родине ученого записана иная леген­да. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил Бан­зарова ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд, и наказал своему кучеру, чтобы он, как бы­вало раньше, повез его прежде молиться в цер­ковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Дор­жи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказыва­ют, на похоронах Доржи Банзарову таки было присвоено звание генерала».

Когда Доржи умирал, рядом с ним были его ученик Холзан Мозоев и лама. О кончине Банза­рова правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И.С.Сельский сооб­щил генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву.

В начале марта состоялись похороны Бан­зарова. Тело его было воздвигнуто на погре­бальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился Гомбо-лама в яркой одежде. Следом в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними — представите­ли местной власти, горожане и буряты. Про­цессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и двинулась по Жандармской к Острож­ному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После совершения религиозных це­ремоний тело предали земле. Увы, вскоре моги­ла была затеряна.

Жизнь коротка — история вечна

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои оригинальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фоль­клорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятско­го народа, выдвинувшего из своей среды даро­витого ученого.

К научным трудам Доржи Банзарова и се­годня обращаются многие ученые — не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высо­ко чтит память своего первого ученого. Его име­нем названа улица в родном улусе. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский пединститут, ныне госуниверситет. Перед зда­нием института установлен памятник.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани и селе Кырен Тункинского района.

В памяти своего народа Банзаров остался не только как чиновник, занятый делами службы, но и как человек, который интересовался устным народным творчеством бурят
В памяти своего народа Банзаров остался не только как чиновник, занятый делами службы, но и как человек, который интересовался устным народным творчеством бурят
Книга «Черная вера, или Шаманство у монголов» — одна из первых, опубликованных Банзаровым, и принесшая ему признание среди ученых
Книга «Черная вера, или Шаманство у монголов» — одна из первых, опубликованных Банзаровым, и принесшая ему признание среди ученых
Каменная плита на родине монголоведа
Каменная плита на родине монголоведа
В 1957 году перед зданием Бурятского педагогического института им. Доржи Банзарова в Улан-Удэ был установлен памятник ученому
В 1957 году перед зданием Бурятского педагогического института им. Доржи Банзарова в Улан-Удэ был установлен памятник ученому