БАМ и сегодня прокладывает дорогу в будущее

На 31-й Всероссийской молодёжной научно-практической конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы» перед студентами иркутских вузов выступил председатель Иркутского областного совета ветеранов БАМа Василий Антонович Швайкин. Он рассказал не только об истории легендарной стройки века, но и о перспективах, которые БАМ открывает для Иркутской области и всей страны до сего дня, прокладывая дорогу в будущее:

– Царское правительство и Русское техническое общество в конце 1880-х гг. отправили экспедицию для изысканий на предмет возможности строительства железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке. Она исследовала Байкал с северной и южной части. В 1888-м году экспедиция под руководством полковника императорского Генерального штаба Николая Афанасьевича Волошинова доложила Русскому техническому обществу, что северная часть Байкала абсолютно непригодна для строительства железной дороги.

В 1920 под руководством В.И. Ленина был принят план ГОЭЛРО, который предполагал строительство гидроэлектростанций на Ангаре и Енисее. Для осуществления плана было необходимо строительство железных дорог. В 1938 году началось строительство железной дороги от Тайшета до Усть-Кута. Среди них была малая деревушка Братск в районе Батумским порогов, где должна была быть построена Братская ГЭС. В 1951 году (стройка из-за перерывов в строительстве во время войны) железная дорога пришла в Братск, что дало возможность возводить Братскую ГЭС. В 1958 году железная дорога дотянулась до Усть-Кута, до станции Лена.

После этого советское правительство начало думать о строительстве железной дороги до Советской гавани, порта Ванино.

Дорога от Тайшета до Советской Гавани уже в 1938 году носила название Байкало-Амурской магистрали. В феврале 1974 года Генсек КПСС Леонид Ильич Брежнев на освоении целины в Алма-Ате сообщил, что в этом году начнётся строительство стройки века – Байкало-Амурской магистрали. В январе первый десант со станции Лена вышел на Таюр – будущий посёлок Звёздный, самый первый посёлок на западном участке БАМа. В этот посёлок прямиком с 17-го съезда ВЛКСМ, который проходил во Дворце съездов с 23 по 27 апреля, отправился отряд в количестве 600 человек во главе со знаменитым бригадиром, Героем Социалистического труда Виктором Лаповым.

Десант, работавший в Таюре с января, уже подготовил для комсомольцев палатки. Жили в палатках, примерзали волосы к подушкам и палаткам. Молодёжь была патриотически настроена, энтузиасты, романтики. Многие были без специальности, получали её на месте, в строительных отрядах. Приехали и инженеры, и писатели, и медики. Все они работали на месте, на просеках.

БАМ строила вся страна. Тысячи комсомольцев отправились на возведение магистрали. В стройке участвовали представители 112 национальностей. Молодёжь сделала посёлки и города будущего. В посёлке Звёздном ковались звёзды: знаменитые бригадиры, мостостроители, механизаторы.

Отдельно хочу сказать о посёлке Кунерма. Это край, который в будущем станет наравне с Байкалом туристическим центром нашей области. Это маленькая Швейцария: вокруг посёлка семь озёр, хребты Давана, чистая река Кунерма.
Сегодня строители БАМа встречаются со школьниками, рассказывает историю строительства магистрали. Вы как представители молодёжи, думаю, правильно меня поймёте, когда я скажу, что строительство БАМа продолжается и сегодня. Идёт модернизация, строительство вторых путей. Будет ещё и БАМ-3. Это дорога пойдёт от Тынды далеко на север.

Есть для молодёжи ещё поле деятельности. Останется, что сделать и вашим детям, а может, и вашим внукам.