БАМ-2: рельсы в будущее

После реконструкции на новую магистраль будет направлена большая часть грузов

В июле 2014 года в Иркутске была создана Иркутская группа заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта. Возглавил ее Евгений Солнцев, до этого руководивший стройкой железнодорожных путей для олимпийских объектов.

— Евгений Александрович, расскажите, пожалуйста, о своей работе в Сочи, ведь при непосредственном участии дирекции, которую вы возглавляли, строились олимпийские объекты.

— В заявочной книге на проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи была представлена транспортная модель, по которой на время проведения Игр за основу был принят пригородный железнодорожный транспорт. Поэтому, как только Сочи объявили столицей Олимпиады 2014 года, компания «Российские железные дороги» приступила к проектированию и строительству объектов железнодорожной инфраструктуры. И сегодня уже можно дать оценку нашей работе. Сочи превратился в современный круглогодичный курорт — благодаря в том числе и работе ОАО «РЖД».

— Железнодорожная линия от Адлера до аэропорта и здание пассажирского терминала аэровокзального комплекса, второй железнодорожный путь от Туапсе до Адлера, создание транспортной инфраструктуры, новый корпус санатория «Мыс Видный»… Это же грандиозные объекты! Не страшно было в начале?

— Сейчас я с теплотой и радостью вспоминаю олимпийскую стройку и приобретенный опыт, но тогда, в 2008 году, наша команда с некоторым недоверием отнеслась к возможности реализации такого проекта за пять с половиной лет. По всем нормативам строительство всех вышеперечисленных объектов должно занимать минимум восемь лет. Начало действительно было очень тяжелым еще и потому, что не было не только опыта, но и подъездных путей к будущим объектам, электрических мощностей, условий для расселения такого количества рабочих, а в пик строительства на наших объектах в Сочи работало свыше 19 тысяч человек. Но постепенно мы набирались опыта. Конечно, помогло чувство ответственности перед страной, слаженная работа всех подрядных организаций, неоценимая помощь президента и правительства, благодаря которой мы ни разу не нарушили график строительства.

— После Сочи вас перевели в Иркутск. Вот уже год, как вы возглавляете дирекцию по комплексной реконструкции железных дорог и строительства объектов железнодорожного транспорта. Какие-то итоги уже можете подвести? Или для такого предприятия, как ваше, это слишком мало — год?

— Действительно, сейчас перед нашей командой стоит не менее масштабная задача: построить второй БАМ, второй Транссиб. Байкало-Амурская магистраль пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, республик Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края. Общая протяженность БАМа от станции Тайшет до станции Советская Гавань составляет более 4300 км. Сейчас двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены — 704 км. На остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога.

В настоящее время потенциал БАМа, как одного из ключевых мостов транспортного коридора Европа — Азия и драйвера социально-экономического развития Дальнего Востока, требует серьезного расширения. Перед ОАО «РЖД» стоит задача по значительному увеличению пропускной способности магистрали, ведь после окончания реконструкции БАМа сюда будет перенаправлена большая часть грузов. Транзит угля и полезных ископаемых возрастет как минимум в два раза.

— Как и возведение олимпийских объектов, строительство БАМ-2 можно назвать стройкой века. Какие главные задачи стоят перед вами сейчас?

— 8 июля 2014 года в ходе видеомоста с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным прошла укладка «серебряного» звена железнодорожного пути на участке Таксимо — Лодья Восточно-Сибирской железной дороги, которая ознаменовала собой начало нового масштабного проекта — БАМ-2. В ближайшие годы нас ждет серьезная и очень ответственная работа по строительству и реконструкции новых мостов и тоннелей, станций, существующих путей со строительством двухпутных вставок, техническому перевооружению и реконструкции инженерных сооружений.  

Стоит отметить, что модернизация Транссиба и БАМа велась ОАО «РЖД» непрерывно. В конце 2012 года компания ввела в эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель, что позволило резко увеличить объем железнодорожных перевозок на БАМе в направлении портов Ванино и Советская Гавань. Продолжается строительство дополнительных путей на перегоне Лена-Восточная — Чудничный. Новые пути дадут возможность увеличить объем грузовых перевозок на этом перегоне.

При реализации проекта развития железных дорог Восточного полигона российские железнодорожники уделяют особое внимание социальным аспектам. Так, в Иркутске после реконструкции откроется здание дорожной клинической больницы. На станциях Мысовая и Заиграево в Республике Бурятия будут построены новые здания вокзалов.

Евгений Солнцев: «Перед нашей командой стоит масштабная задача: построить второй БАМ, второй Транссиб»
Евгений Солнцев: «Перед нашей командой стоит масштабная задача: построить второй БАМ, второй Транссиб»
После реконструкции на новую магистраль будет направлена большая часть грузов
После реконструкции на новую магистраль будет направлена большая часть грузов