Бахтай: село, в котором живы легенды и предания

Потомки Тумаана по-прежнему живут в своем богатом, плодородном крае
Генеалогическая таблица жителей улуса Большой Бахтай была составлена в 1960 году  известным этнографом, писателем, д. и. н. Иосифом Тугутовым. Он также является знаменитым выходцем из этого небольшого села.
Генеалогическая таблица жителей улуса Большой Бахтай была составлена в 1960 году известным этнографом, писателем, д. и. н. Иосифом Тугутовым. Он также является знаменитым выходцем из этого небольшого села.

В следующем году в селе Бахтай Аларского района состоится большой праздник. Здесь отметят 130-летие со дня рождения великого государственного и политического деятеля, уроженца села Михея Ербанова. Человек выдающегося ума, прогрессивных взглядов и лидерских качеств, он снискал уважение и признание далеко за пределами Иркутской области. Не случайно Иосиф Сталин называл его Орлом Востока и, по неофициальным данным, прочил в свои преемники. Многим казалось удивительным, что такой высокообразованный, удивительный человек является выходцем из маленького неизвестного села. Однако земляки считают его достижения и заслуги закономерными, поскольку он является представителем сильнейшего рода Нойот, который уходит своими корнями в эпоху Чингисхана.

Шустрый смуглый парень

Сегодня Бахтай — это небольшое село, в котором проживает порядка 650 человек. Примечательным местом является его центральная площадь, где разбит аккуратный сквер. Внутри него на почетном месте возвышается бюст Михея Ербанова. Именно таким способом жители села попытались воздать уважение и любовь своему легендарному земляку. В его честь названа улица, и жив дом, в котором родился и вырос руководитель Бурят-Монгольской Республики.

Сейчас в маленькой деревянной избе находится музей. В нем собраны разные вехи жизни Михея Николаевича: старинные фотографии, письма, документы, телеграммы и т. д. Здесь же хранится пальто политика, изготовленное из конского волоса. Сотрудники музея стараются лишний раз его не трогать, чтобы ценный экспонат не рассыпался в их руках. За долгие годы он заметно обветшал, а вот реставратора, который мог бы сотворить с ним чудо, пока так и не нашли.

Среди фотографий есть снимок, на котором политик запечатлен в составе рабочей группы, во время определения границ Бурятии, на другом — первый секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП снят со Сталиным, на руках которого сидит девочка Геля Маркизова, ставшая после этого знаменитостью. Хранится и копия документа, подтверждающего тот факт, что расстрелянный в 1938 году Михей Ербанов был реабилитирован в 1956 году.

В настоящее время дом-музей выглядит иначе, чем при жизни Ербанова, однако к юбилею знаменитого земляка его хотят отреставрировать и вернуть ему прежний облик. Для этого в первую очередь нужно очистить пол и фасад здания от краски, которую старательно нанесли бывшие хозяева, молодая семья. Также предстоит переложить и печь.

Как говорит Дарья Матханова, заведующая Домом-музеем М.Н.Ербанова, работы непочатый край, однако она должна завершиться в срок. По ее словам, к сожалению, в настоящее время в Бахтае не осталось никого из родственников Михея Николаевича. Люди, которые знали его семью, уже давно покинули этот мир, поэтому все сведения можно почерпнуть только из специальной литературы. Тем не менее все знают о том, что когда-то бахтайский мальчишка имел прозвище Тургэн Хара — «шустрый смуглый парень». И сейчас, когда о нем рассказывают, то называют именно так.

Как пишет о революционере в документально-хроникальной повести Иосиф Тугутов, Михей с детства обладал пытливым умом. Тургэн Хара не было и десяти лет, когда он поехал в улус Мольта, где был открыт азбучный класс. После окончания его неудержимо потянуло дальше на учебу. Отец повез его в церковно-приходскую школу при Нельхайской миссионерской церкви.

Мальчик успешно ее окончил и упросил родителя разрешить ему отправиться в уездный город Балаганск. Отец, Сухэ, пошел ему навстречу, и младший сын продолжил учиться в четырехклассном городском училище. Он отличался не только прилежанием, но и спортивными достижениями. Зимой ему не было равных среди конькобежцев.

Затем он стал уговаривать отца отпустить его в Томск. Тот в свою очередь попросил совета у старика Тумурэя. У потомков Барту, к коим относились Сухэ и Михей Николаевич, существовал неписаный закон: когда в семье случались затруднения, они обращались за помощью к старцу. Тумурэй, внимательно выслушав его, ответил:

— Мой совет прост: Тургэн Хару не привязывай к порогу своего дома. Пусть он ищет свою судьбу, белый свет увидит, на мир осмотрит. Не горюй, Сухэ, может, из него выйдет настоящий сеятель. У нас есть нужда, большая нужда в сеятелях добра и света.

Тумурэй дал Сухэ 10 рублей на дорогу сыну, а за ним и другие бахтайцы последовали его примеру. Так общими усилиями мальчик был собран в дальний незнакомый путь. Он стал первым молодым человеком, который посмел выехать далеко за пределы родного улуса.

Озеро Ербаново

Как показало время, слова старика Тумурэя оказались пророческими. Кроме большой политической карьеры, известно, что Михей Ербанов стоял у истоков открытия Бурятского государственного педагогического, сельскохозяйственного институтов, многих градообразующих предприятий не только в Улан-Удэ, но и других районах Бурятии.

Однако мало кто знает, что в его честь названо озеро на Алтае. Это произошло еще в ту пору, когда юный и никому не известный Михей Николаевич отправился туда на работу в роли землемера и межевого техника по лесоустройству. Вместе с товарищами он исколесил алтайские горы, тайгу, берега безымянных речек Кулундинской и Барабинской степей. Они прорубали таежные просеки, мерили степные просторы. Часто им попадались водоемы, которые не имели названий. Однажды во время чаепития у одного из таких озер Тургэн Хара спросил у старшего товарища:

— Как прикажете занести на карту это озеро?

Однако тот ничего придумать не мог. Он не встречал названия этого водоема ни в стойбищах охотников, ни в юртах кочевников, ни в крестьянских русских селах. Тогда другой сотрудник, Александр Байков, сказал:

— Пусть озеро называется твоим именем. Ты наткнулся на него первым — значит, первооткрыватель.

Так на самодельной контурной карте карандашом было нанесено озеро Ербаново.

Друзья в шутку называли его землепроходцем своего времени. Впоследствии революционный деятель сыграл решающую роль в осуществлении и финансовом обеспечении пеше-лыжного перехода Улан-Удэ — Москва. Пять смелых девушек преодолели гигантское расстояние в 6065 километров за 4,5 месяца. Путешествие через всю Сибирь проводилось зимой, в лютые морозы. В день они преодолевали по 70—100 километров по нетронутому снегу, ледяному насту, горным лесным тропам. Питались девушки всухомятку, во время коротких передышек лечили ушибы, обморожения и простуду. В клубах, школах, на заводах их уже ждали жители, чтобы услышать об их путешествии из первых уст. 6 марта 1937 года они финишировали в Москве и прославились на всю страну.

К сожалению, годы репрессий не пощадили ни Михея Ербанова, ни его соратников. Однако благодаря ему некоторым землякам удалось избежать карающей силы власти. Когда над бахтайцами нависла угроза, многие поспешили за помощью к Тургэну, и он смог избавить их от жестокой расправы, выправив новые документы. Об этом старожилы села помнят и сейчас.

— Свекровь рассказывала мне о том, как ее семью должны были репрессировать. Когда они об этом узнали, ночью, потихоньку, чтобы никто не знал, собрались, уехали в Улан-Удэ. Там они обратились к Михею Ербанову. Он заступился за семью, помог с документами. И это только один случай, но на самом деле он многим помог тогда, спас от страшной смерти. А ему никто не смог помочь, — говорит Эльвира Романова, жительница Бахтая.

Труженица, плясунья и певунья

Бабушка Эля, как и ее знаменитый земляк, относится к роду Нойот. Девочкой она пережила страшные годы Отечественной войны, рано стала работать наравне со взрослыми, да и сейчас держит свое хозяйство. До сих пор она доит корову и сама стрижет овец. И это еще раз доказывает, что этот род действительно отличается особой силой духа.

— Я родилась в 1935 году в Малом Бахтае. Мама всю жизнь работала дояркой, а папа был кузнец. При этом они воспитали 8 детей. В школу мы ходили пешком. Она находилась в деревне Апхайта. От нас в пяти километрах. И каждый день мы преодолевали путь туда и обратно. Зимой от мороза и ветра слезы бежали, а в теплую погоду мы шли и пели песни. Я окончила только три класса, а затем стала помогать родителям, — рассказывает Эльвира Ефимовна.

В годы войны всех мужчин забрали на службу, и остался только ее отец. Он был и кузнецом, и бригадиром, и трактористом. На колесухе выходил в поле, сеял будущий урожай. Дети вручную косили, пололи пшеницу. Каждой семье выделяли гектар поля, который они должны были прополоть. Затем на нем собирали колоски. На одного человека полагалось 100 граммов хлеба в день, так что семья из 10 человек получала лишь килограмм злакового продукта. С одной коровы, которая имелась в домашнем подворье, в месяц нужно было сдавать государству 9 килограммов масла.

— Летом мы собирали ягоду, грибы. Осенью родители нанимались копать картошку в Тыргетуе. За 10 собранных мешков им давали один. В холодное время года мы ели вареную мерзлую картошку и турнепс. Это было очень тяжелое время. Дети умирали от голода, — вспоминает со слезами на глазах баба Эля.

После войны они переехали в Большой Бахтай, а Малый просуществовал после этого всего лишь год. Из 25 дворов не осталось ни одного. Повзрослев, девушка вышла замуж за местного парня, и вместе они вырастили трех сыновей. Эльвира Ефимовна по стопам матери всю трудовую жизнь проработала дояркой. Вернувшись домой и сделав все хозяйственные дела, она спешила в клуб. Труженица была участницей национального ансамбля «Жаргал».

К сожалению, сейчас коллектива нет, однако бабушка Эля до сих пор помнит не менее двадцати ёхорных песен, не говоря уже о других старинных произведениях. В ее фольклорном арсенале есть и шутливые, и колыбельные, и лирические композиции. До сих пор нет-нет да и затянет она одну из своих любимых песен, которыми заслушиваются ее дети, внуки и правнуки.

Защитник от одноглазого духа

Как рассказывают жители Бахтая, сегодня старожилов практически не осталось, поэтому историю села можно найти разве что в музее. Тем не менее легенды, которые до сих пор живут в этом небольшом населенном пункте, знают многие. Некоторые из них похожи на сказки, но есть и мистические. Так, например, до сих пор живо предание о том, как основатель села Тумаан избавил Бахтай от нечистых сил.

«В доме первожителя Большого Бахтая завелся ада — одноглазый дух, опасный для новорожденных детей. Не успеет зайти Тумаан в чужую юрту, где есть новорожденный, как младенец начинает хныкать, а затем синеть, изойдясь от плача. После этого пошел слух, что за Тумааном следует душитель маленьких детей. Ему надоела эта худая слава, и он решил от нее избавиться. К тому же его жена была на сносях, и мужчина побаивался, как бы ада не задушила и его будущего ребенка.

Однажды он сказал своей жене приготовить вкусные блюда. И проговорил это так громко, чтобы одноглазый ада его услышал. Когда жена приготовила яства, он велел ей вынести все это из юрты на берег Ангары, где была привязана лодка. После чего он все перенес в нее, а сверху прикрыл мхом. Затем вместе с супругой сел в лодку и шестом оттолкнулся от берега. Тумаан не сомневался, что с ними рядом находится и невидимый ада.

Когда лодка отошла от берега, он быстренько спрыгнул в реку, а за ним жена. Мужчина толкнул лодку по течению Ангары, а жену посадил на спину и поплыл к берегу. Вдруг послышался плач. Это заплакал ада, а вместе с ним и другие духи, которые тоже забрались в лодку. Тумаан знал, что ада боится воды и не умеет плавать. Так он раз и навсегда избавился от одноглазого ада».

Однако у этой легенды есть страшное продолжение. Существует поверье, что один ада все же остался в Бахтае и напоминает о себе с периодичностью в 11 лет. Некоторые жители рассказывали о том, что ада появляется в обличии одноглазой кошки и начинает неистово плакать, будто ребенок. После этого в течение одной-двух недель умирает один молодой человек.

Ягодный край

Также хорошо знают в селе легенду и о становлении самого Бахтая. Она рассказывает о том, что когда-то далекие предки бахтайской земли ушли в Монголию. Однако там им не понравилось, и они вернулись в Хоринские степи. Оттуда перекочевали на западную сторону Байкала, сначала в долину Куды, затем к берегам Осы, и поселились в непролазной тайге Хутанхи и Обусы.

Среди поселенцев был Ноен Буура. У него было два сына: старший Тумаан и младший Жумаан. Жил в той глухой тайге хамниган Замог со своим сыном. Они охотились на зверей. Однажды братья вырыли глубокую яму-ловушку для сохатого, но попал туда не великан тайги, а охотничья собака Замога. Узнав об этом, рассвирепел хозяин, но Тумаан и Жумаан предложили ему взамен быка. Тот согласился и с сыном забрал его у семьи. Однако пороз не хотел уходить и стал упираться. В ярости он подкинул сына Замога вверх, а отец, разозлившись, что тот не мог справиться со своенравным животным, убил сына.

Затем он пуще прежнего разгневался на братьев. И те приняли решение переплыть Ангару. На противоположном берегу они увидели человека и попросили у него прибежища от погони. Незнакомец согласился. Сделав лодку из коры вековых лиственниц и бересты березы, молодцы переплыли реку.

Оказалось, что гостеприимным человеком был не кто иной, как самый меткий стрелок из рода Хулмэнга — Дэгдэхэй-мэргэн. Едва братья приплыли на левый берег, как на другом берегу появился Замог со своими людьми. Тогда Дэгдэхэй-мэргэн предложил Замогу, прежде чем переплывать реку, испытать его силу. Замог приготовил войлочную мишень, и мэргэн пустил стрелу через всю речную ширь. Пробив трехрядный войлочный потник, она сразила сидевшую в гнезде дрофу. Замог испугался и решил не преследовать братьев, поскольку теперь у них был такой покровитель.

Тумаан решил поселиться на этом месте, а Жумаан вернулся к отцу в Хутанху. Хулмэнгский мэргэн поприветствовал нового соседа и дал ему землю от Приангарской степи до Тугэсэга. Тумаан поблагодарил его и пошел вверх по широкой долине. Долго он шел, и вдруг почудились ему детские голоса и блеяние ягнят. Осмотрелся он вокруг — никого нет. Однако снова послышались голоса и звуки большого стада.

«Это место счастливое, тут я и остановлюсь, — сказал самому себе Тумаан, сын Ноен Буры. — Здесь можно жить в счастье и довольстве».

И действительно так и получилось. Его потомки по-прежнему населяют Бахтайскую долину. Принято считать, что начинается она от села Шараты Нукутского района и простирается вплоть до Черемховского района. Жители подтверждают, что земля здесь действительно богатая. За клубникой приезжают сюда даже из Иркутска и Ангарска. Многие убеждены, что в Бахтае она самая вкусная и сочная. Причем собирают ее дважды. Сначала на открытых лесных полянах, где ее со всех сторон ласкает солнышко, а затем в густой траве.

Некоторые любители ягоды остаются в лесах даже не несколько дней. Люди располагаются в палатках, привезя с собой газовые горелки. Днем собирают клубнику, затем чистят ее и тут же варят. На следующее утро отправляются за новой партией. Так что этот край по праву называют благодатным, а его жителей — людьми особенными, со своей уникальной многовековой историей.

В Бахтайской школе учится 12-е поколение основателя села. Дети изучают краеведение, родной язык, культуру и традиции своего народа.
В Бахтайской школе учится 12-е поколение основателя села. Дети изучают краеведение, родной язык, культуру и традиции своего народа.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments