Авиационные праздники Иркутска

И некоторые малоизвестные страницы истории
Первые демонстрационные полеты над Иркутском. Фото 1911 года. Собрание Иркутского музея авиации.
Первые демонстрационные полеты над Иркутском. Фото 1911 года. Собрание Иркутского музея авиации.

Когда еще, как не на этом празднике, появится возможность заглянуть в кабину ударного многоцелевого истребителя Су-30МК, да еще и в экспортном исполнении?
Когда еще, как не на этом празднике, появится возможность заглянуть в кабину ударного многоцелевого истребителя Су-30МК, да еще и в экспортном исполнении?

В прошедшие выходные в Иркутске с размахом отметили два авиационных события: День Воздушного флота России и 85-летие Иркутского авиационного завода. В субботу на своем аэродроме гостей встречал авиазавод, а в воскресенье горожане гуляли по просторам иркутского аэропорта. Оба предприятия порадовали праздничными концертами, развлекательными мероприятиями, выставкой воздушных судов и наземной техники.

Несмотря на проливной дождь, показательные полеты самолетов на заводе все же состоялись. Правда, именно из-за непогоды летчики не стали демонстрировать фигуры высшего пилотажа, ограничившись минимальной летной программой. Но шесть тысяч иркутян дождь не напугал.

А в воскресенье погода пришла в норму, и в аэропорту благополучно прошли благотворительные полеты, во время которых совершить авиапутешествие над городом смогли более полутора сотен воспитанников иркутских детских домов. Аэропорт в этот день посетили около 15 тысяч горожан.

Вообще, День Воздушного флота в нашей стране имеет давнюю историю, в которой есть немало любопытных моментов.

Этажерки в нашем городе

В Иркутске аэропланы появились в начале XX века. С 17 июля 1911 года по вечерам на иркутском ипподроме происходили неординарные события. По приглашению клуба Обще-ства поощрения коневодства полеты совершал авиатор Яков Иванович Седов на аппарате «Фарман-4». 

Первые самолеты иронично называли этажерками, и «Фар-ман» Седова полностью отвечал этому названию. Аппарат был назван в честь француза Мориса Фармана, создателя одного из первых самолетов.

Это было сложное ажурное двукрылое сооружение с кучей растяжек и мотором в 45 л. с. Турне Седова началось с Харбина («русской столицы» Китайско-Восточной железной дороги), затем на его пути были Владивосток, Хабаровск, Чита, Иркутск и далее на запад. От города к городу аэроплан в разобранном виде везли по Транссибирской магистрали.

Именно Седов стал первым человеком, увидевшим Сибирь буквально с высоты птичьего полета. Он не просто демонстри-ровал чудеса техники, но и читал лекции всем, кто интересовался полетами и чудо-машинами. Пассажиров практически не брал, так как самолет не был рассчитан на дополнительный вес, превышающий 100 кг.

Тем не менее, впервые увидев такое летающее чудо, сибиряки буквально пережили шок, в своей книге «Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени» рассказывает иркутский историк и коллекционер Рудольф Берестенев.

День авиаторов и взятие Бастилии

Менять традицию — отмечать этот праздник 2 августа — не стали и в первые годы после Октябрьской революции. В этот день молодая советская республика поднимала в воздух самолеты, воздушные шары и аэростаты, устраивала парады красных летчиков и награждала своих авиационных героев.

В 1924 году в связи с пересмотром в руководстве страны отношения к религии подвергся репрессиям и День Воздушного флота. Посчитали, что нехорошо смешивать авиационный праздник с религиозными пережитками. А поскольку громких авиационных достижений у страны в то время еще не было, то День Воздушного флота решили отмечать вместе с главным революционным праздником — годовщиной взятия Бастилии 14 июля.

Но несмотря на усилия авиационных властей, эта дата плохо приживалась в умах простых авиаторов. Многие из них продолжали отмечать профессиональный праздник по старинке — в день Ильи-пророка.

Компромисс предложил Яков Алкснис, ставший начальником Военно-воздушных сил Красной армии в 1931 году. Алкснис понимал, что 14 июля вызывает неприятие у всего личного состава Военно-воздушных сил, и в 1933 году предложил руководству отмечать День Воздушного флота 18 августа.

Все выше и выше…

Праздник по предложению Алксниса был приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военно-воздушных сил, которая в то время проходила на полевых аэродромах. Здесь летчики долгое время находились вдали от родных. И семейный праздник, когда летчики по приказу 18 августа разъезжались с полевых аэродромов по домам, стал совпадать с официальным Днем Воздушного флота России. Это нововведение было воспринято на ура и значительно повысило популярность руководства страны в летной среде.

В этом же 1933 году, кстати говоря, по предложению Алксниса гимном ВВС РККА была утверждена песня «Все выше, и выше, и выше…».

Некоторое время дата Дня Воздушного флота оставалась фиксированной. А затем, в годы Великой Отечественной войны, праздник перенесли на плавающую дату — третье воскресенье августа.

Впервые в годы военных действий провести День Воздушного флота решили в 1943 году. Этот праздник был необходим для поднятия морального духа летного состава и всего советского народа. Но в условиях крайне жесткой экономии ресурсов и времени личного состава праздничные мероприятия перенесли на воскресенье, 20 августа. Так было положено начало традиции, которой страна придерживается до сих пор.