Авиационные праздники Иркутска
В прошедшие выходные в Иркутске с размахом отметили два авиационных события: День Воздушного флота России и 85-летие Иркутского авиационного завода. В субботу на своем аэродроме гостей встречал авиазавод, а в воскресенье горожане гуляли по просторам иркутского аэропорта. Оба предприятия порадовали праздничными концертами, развлекательными мероприятиями, выставкой воздушных судов и наземной техники.
Несмотря на проливной дождь, показательные полеты самолетов на заводе все же состоялись. Правда, именно из-за непогоды летчики не стали демонстрировать фигуры высшего пилотажа, ограничившись минимальной летной программой. Но шесть тысяч иркутян дождь не напугал.
А в воскресенье погода пришла в норму, и в аэропорту благополучно прошли благотворительные полеты, во время которых совершить авиапутешествие над городом смогли более полутора сотен воспитанников иркутских детских домов. Аэропорт в этот день посетили около 15 тысяч горожан.
Вообще, День Воздушного флота в нашей стране имеет давнюю историю, в которой есть немало любопытных моментов.
Этажерки в нашем городе
В Иркутске аэропланы появились в начале XX века. С 17 июля 1911 года по вечерам на иркутском ипподроме происходили неординарные события. По приглашению клуба Обще-ства поощрения коневодства полеты совершал авиатор Яков Иванович Седов на аппарате «Фарман-4».
Первые самолеты иронично называли этажерками, и «Фар-ман» Седова полностью отвечал этому названию. Аппарат был назван в честь француза Мориса Фармана, создателя одного из первых самолетов.
Это было сложное ажурное двукрылое сооружение с кучей растяжек и мотором в 45 л. с. Турне Седова началось с Харбина («русской столицы» Китайско-Восточной железной дороги), затем на его пути были Владивосток, Хабаровск, Чита, Иркутск и далее на запад. От города к городу аэроплан в разобранном виде везли по Транссибирской магистрали.
Именно Седов стал первым человеком, увидевшим Сибирь буквально с высоты птичьего полета. Он не просто демонстри-ровал чудеса техники, но и читал лекции всем, кто интересовался полетами и чудо-машинами. Пассажиров практически не брал, так как самолет не был рассчитан на дополнительный вес, превышающий 100 кг.
Тем не менее, впервые увидев такое летающее чудо, сибиряки буквально пережили шок, в своей книге «Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени» рассказывает иркутский историк и коллекционер Рудольф Берестенев.
День авиаторов и взятие Бастилии
Менять традицию — отмечать этот праздник 2 августа — не стали и в первые годы после Октябрьской революции. В этот день молодая советская республика поднимала в воздух самолеты, воздушные шары и аэростаты, устраивала парады красных летчиков и награждала своих авиационных героев.
В 1924 году в связи с пересмотром в руководстве страны отношения к религии подвергся репрессиям и День Воздушного флота. Посчитали, что нехорошо смешивать авиационный праздник с религиозными пережитками. А поскольку громких авиационных достижений у страны в то время еще не было, то День Воздушного флота решили отмечать вместе с главным революционным праздником — годовщиной взятия Бастилии 14 июля.
Но несмотря на усилия авиационных властей, эта дата плохо приживалась в умах простых авиаторов. Многие из них продолжали отмечать профессиональный праздник по старинке — в день Ильи-пророка.
Компромисс предложил Яков Алкснис, ставший начальником Военно-воздушных сил Красной армии в 1931 году. Алкснис понимал, что 14 июля вызывает неприятие у всего личного состава Военно-воздушных сил, и в 1933 году предложил руководству отмечать День Воздушного флота 18 августа.
Все выше и выше…
Праздник по предложению Алксниса был приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военно-воздушных сил, которая в то время проходила на полевых аэродромах. Здесь летчики долгое время находились вдали от родных. И семейный праздник, когда летчики по приказу 18 августа разъезжались с полевых аэродромов по домам, стал совпадать с официальным Днем Воздушного флота России. Это нововведение было воспринято на ура и значительно повысило популярность руководства страны в летной среде.
В этом же 1933 году, кстати говоря, по предложению Алксниса гимном ВВС РККА была утверждена песня «Все выше, и выше, и выше…».
Некоторое время дата Дня Воздушного флота оставалась фиксированной. А затем, в годы Великой Отечественной войны, праздник перенесли на плавающую дату — третье воскресенье августа.
Впервые в годы военных действий провести День Воздушного флота решили в 1943 году. Этот праздник был необходим для поднятия морального духа летного состава и всего советского народа. Но в условиях крайне жесткой экономии ресурсов и времени личного состава праздничные мероприятия перенесли на воскресенье, 20 августа. Так было положено начало традиции, которой страна придерживается до сих пор.