Защитники животных насчитали в Иркутске в четыре раза меньше бездомных собак, чем власти

собачкиИркутское движение защиты животных в феврале-марте 2012 года подсчитало количество бездомных собак в городе. Как сообщила сопредседатель общества Татьяна Вадиковская, бездомных четвероногих в Иркутске и пригородах - 2000 голов. Еще 2200 - это опекунские собаки, живущие при гаражах, базах, садоводствах, промышленных предприятиях, учреждениях, а 2800 - это животные, находящиеся в свободном выгуле. В итоге, по данным мониторинга, сегодня в Иркутске имеется 7 тыс. безнадзорных собак, к которым относятся и бродячие, и свободно гуляющие, и опекунские. Между тем, муниципалитет выделяет средства на отлов 30 тыс. животных в год.

«Наша цель - изменить ситуацию в целом, изменить подходы, стратегию, методы, - рассказала газете «Пятница» Татьяна Вадиковская. - Для начала мы, по запросу депутатов городской думы, провели мониторинг численности популяции собак в Иркутске и его окрестностях, включая Мамоны, Дзержинск, Пивовариху и другие». Для подсчета использовали методику Академии наук России. Причем, если в Москве использовали метод экстраполяции, то иркутяне обошли весь город: жилые массивы, лесополосы, стройки, промышленные зоны и т. д. Разбили город на секторы и считали не только собак, попавших в поле зрения, но и тех, которые могли находиться в подвалах, лазах и прочих укрытиях. В сборе информации принимали участие 32 активиста. Затем эти данные обрабатывал профессиональный статистик. По подсчетам активистов, 65% животных в Иркутске постоянно находятся в свободном выгуле, в период собачьих свадеб эта цифра достигает 85%.

По мнению Татьяны Вадиковской, сегодняшняя система отлова собак по заявкам населения абсолютно неэффективна. Напомним, что на отлов и содержание безнадзорных животных в 2011 году бюджетом Иркутска было выделено 5,2 млн рублей. «Беда в том, что в Иркутске вообще нет системы учета и контроля за поголовьем животных, - говорит сопредседатель движения защиты животных. - В ходе мониторинга выяснилось, что места, откуда поступали заявки, никак не коррелировались с точками массового скопления собак. Обычно звонки исходят от одних и тех же активных граждан, как правило, пенсионного возраста. Допустим, звонит гражданка, требует убрать собаку со двора, приезжает машина и забирает всех животных подряд; гарантии, что это именно та собака, нет никакой. Таким подходом мы потакаем нездоровым фобиям, вместо того, чтобы работать с причинами появления бродячих животных. С другой стороны - это просто разбазаривание бюджетных денег».

Проведенные среди иркутян опросы показывают, что большая часть выступает за то, чтобы собак содержали в приютах и после стерилизации передавали новым владельцам. Как выяснилось, лишь очень небольшая часть иркутян требует поголовного умерщвления собак. Однако современные исследования говорят о неэффективности метода: на место уничтоженных собак немедленно приходят более молодые особи, при этом увеличивается опасность возникновения инфекций. Иркутские зоозащитники предлагают поголовную вакцинацию всех животных в городе, массовую стерилизацию - как наиболее гуманный и эффективный способ предотвращения бесконтрольного размножения собак, поголовное чипирование (вживление микрочипов с информацией о стерилизации животного и вакцинации против бешенства). Таких собак легко отслеживать.