Людмила Берлина приняла участие в заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в СФО

Председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина приняла участие в заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе Викторе Толоконском. При обсуждении вопроса о задачах органов государственной власти субъектов РФ по реализации стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, она выступила с докладом о формировании системы парламентского контроля в Иркутской области. Как сообщает пресс-служба ЗС, Людмила Берлина в своем выступлении отметила следующее:

- Стратегия развития Сибири до 2020 года - это важнейший документ стратегического планирования для всех регионов Сибирского федерального округа. Она является базой для совместной работы федеральных и региональных органов государственной власти, определяет  приоритеты, которые должны учитываться при постановке собственных задач развития субъектов, входящих в состав Сибирского федерального округа.

С принятием Стратегии развития Сибири мы получаем возможность  на практике реализовать принцип экономического единства, который подразумевает объединение  усилий регионов, усилий отдельных муниципальных образований, разных секторов экономики. Такая синхронизация этапов и механизмов развития для достижения общих целей и задач дает надежду на получение синергетического эффекта и увеличение результативности нашей работы.

Для Законодательного Собрания Иркутской области приоритетом здесь является принятие закона Иркутской области «Программа социально-экономического развития Иркутской области 2011-2015 годы». Этот закон в сегодняшних условиях приобретает совершенно иное политическое и социально-экономическое звучание. Программа социально-экономического развития Иркутской области  призвана мобилизовать региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные хозяйствующие субъекты на решение важнейших для региона стратегических задач.

Программа также должна обозначить те приоритеты, на которые в течение  пяти лет мы будем ориентироваться, осуществляя, прежде всего, бюджетное планирование и принимая различные политические решения. При этом, безусловно, программа социально-экономического развития Иркутской области должна отразить баланс между нашими желаниями, нашими реальными возможностями и принятыми обязательствами социального характера – которые мы обязаны исполнять.

Вопросы экономического развития, задачи сохранения социальной стабильности  и решения социальных проблем – должны рассматриваться одновременно, а не последовательно! Это ключевая позиция. Именно поэтому Законодательное Собрание Иркутской области обозначило для себя 2011 год - годом парламентского контроля. Мы планируем за счет широкого использования всех возможных форм   депутатской деятельности продолжать  мониторинг самых актуальных тем, которые касаются жизни людей. Это и тема реформирования бюджетных учреждений, и вопросы тарифов на услуги ЖКХ, и различные аспекты муниципальной реформы.

Мы сегодня стоим перед необходимостью искать новые, нестандартные  решения сложных проблем – которые являются препятствием на пути развития. Это значит, в частности, что региональный парламент должен становиться одним из центров общественного обсуждения механизмов решения стоящих перед областью задач и имеющихся проблем. Привлекать для участия в дискуссиях и выработки решений экспертов, лидеров общественного мнения, наиболее активных и творчески мыслящих людей.

Коснусь одного, казалась бы частного, примера – деятельности садоводческих кооперативов, которая долгие годы оставалась вне поля внимания власти. А ведь на самом деле в эту сферу вовлечены десятки тысяч людей, связывающие с работой на своих участках образ жизни. И эти люди испытывают множество проблем – в части водо- и энергоснабжения, обустройства дорог, транспортного сообщения, наличия связи, сбыта произведенной продукции и т.п. Соответственно мы должны искать и находить способы, (возможно – нетрадиционные способы) решения этих проблем. Может быть, надо говорить о грантах, поддержке некоммерческих организаций, выполняющих социально-ориентированную функцию. Благо, изменения по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций в отдельные законы Российской Федерации внесены.

Кроме того, Людмила Берлина рассказала, что  самыми актуальными задачами на сегодня являются преодоление инерции, пассивности, поиск  и стимулирование общественных инициатив, направленных на участие в экономических и общественных процессах, генерацию и внедрение новых идей. «Рассчитываем, что в рамках года парламентского контроля мы должны получить в этом плане определенный положительный опыт. Стоит задача реализовывать комплексную работу, направленную на повышение доходной базы регионального бюджета. Имеет место цель выйти к 2015 году на бездефицитный бюджет. Это, в свою очередь  требует не только  повышения эффективности политики по сбору различных налогов – но и, прежде всего,  развития конкурентоспособных производственных сил, способных сделать вклад в увеличение валового регионального продукта.

Работая с представителями малого и среднего бизнеса, мы очень часто слышим от предпринимателей такие слова: «… мы готовы развиваться, готовы брать кредиты, закупать оборудования, привлекать специалистов. Нам необходимо только одно – четко обозначенные приоритеты от государства, и гарантии стабильности этих приоритетов».

Другими словами, бизнес выражает готовность работать в условиях, когда провозглашенные сегодня государством цели и задачи не будут пересматриваться, а могут быть положены в основу бизнес-планирования при разработке собственных долгосрочных стратегий развития. Именно эти условия  мы должны обеспечить, принимая обсуждаемые стратегические документы как на федеральном – так и на региональном уровне (имею в виду и Стратегию развития Сибири до 2020 года, и Программу социально-экономического развития Иркутской области на 2011 – 2015 годы).

Безусловно, стержнем нашей работы должна стать модернизация. Соответственно, мы видим перед собой задачу проведения региональной государственной политики, которая  стимулирует поиск, разработку и внедрение инноваций, в том числе в малом бизнесе.

При этом очень важно, чтобы у людей появлялся интерес к созданию и внедрению новых технологий, чтобы была мотивация начинать свой бизнес с нуля, была мотивация достижения результата. Мы должны сформировать такие правовые механизмы (возможно – через соответствующий закон об инновационной деятельности), которые не только обеспечивали бы спрос и заказы на инновации, но и увязывали бы его с конкретными проектами Стратегии развития Сибири и программы социально-экономического развития Иркутской области.

Одной из областей, в которой целесообразно формировать спрос на инновации, мы видим, например, энергосбережение. Соответственно, проработка вопроса о возможности принятия закона Иркутской области об энергосбережении мы также относим к числу приоритетных задач. Здесь был бы очень полезен обмен опытом между различными субъектами, входящими в состав Сибирского федерального округа. Мы знаем, что позитивный опыт разработки регионального законодательства  в сферах энергосбережения и теплоснабжения у ряда регионов имеется – и он сегодня востребован для изучения.

Очевидно, что реализация ресурсоемких, дорогостоящих проектов Стратегии развития Сибири возможна только при участии крупного частного капитала. Для этого, в свою очередь, необходимо существенное повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Стоит задача устранения административных барьеров ведения бизнеса, развития института государственно-частного партнерства, формирования регионального законодательства об инвестиционной деятельности. Необходимо решение целого ряда прикладных вопросов, связанных с развитием инфраструктуры, выделением земельных участков. При этом задача упрощения процедуры выделения земель для строительства жилья, объектов промышленности и инфраструктуры требует внимания и на федеральном уровне».

Спикер ЗС отметила: «Острым вопросом является работа по территориальному планированию. Сегодня для большинства муниципальных образований она «неподъемна» в силу известных финансовых проблем. При этом без подготовки соответствующих схем терпланирования вести речь о привлечении инвестиций и  развитии конкретных территорий весьма затруднительно. Самым дефицитным ресурсом, без которого всем амбициозным планам суждено остаться на бумаге - сейчас становится человек.  Мы понимаем, что без комплекса мер, направленных на решение кадровых вопросов, реализовать стратегию невозможно. Добиться развития Сибири можно только улучшив качество жизни людей. Не только удержав производящие кадры, но и привлекая в Сибирь специалистов, творчески мыслящих людей с активной жизненной позицией. Обучая таких специалистов для работы в регионе в ведущих университетах России и  за рубежом. В конечном счете, мы будем развиваться только тогда – когда в своей деятельности и государство, и бизнес, и каждый конкретный человек,  житель сибирского региона, будет видеть долгосрочные цели, крепко связанные с Сибирской  землей».