Банковские карты

На какие уловки могут пойти банки при выдаче кредитных карт?

Специалисты управления Роспотребнадзора по Иркутской области в конце января 2014 года провели консультирование граждан по вопросам, возникающим при использовании банковских карт, безналичных платежей, расчетах электронными деньгами. Специалисты ответили на вопросы по телефону горячей линии, а также на дне открытых дверей. В течение двух дней за консультацией обратилось 58 человек, всем даны подробные разъяснения. Вот наиболее актуальные и интересные вопросы.

Вопрос: Я получила в банке кредитную карту, но не активировала ее и, следовательно, не пользовалась ею. При попытке вернуть карту обратно в банк, сотрудники сообщили, что я должна оплатить 700 рублей за годовое обслуживание карты. Правомерно ли это? Договор утерян.

Ответ: В данном случае необходимо анализировать условия договора, заключенного между банком и потребителем, а именно условие о том, с какого момента карта считается активированной, а потребитель - получившим кредитные деньги.

По общему правилу, кредитный договор считается заключенным с момента подписания договора. Банк вправе взимать плату за годовое обслуживание, если данное условие включено в договор, то есть если потребитель до заключения договора, был проинформирован об условиях банка и согласился с ними. Если информация банком предоставлена не была, взимание платы неправомерно. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» исполнитель, в данном случае банк, не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Вопрос: Банк зачислил на зарплатную карту денежную сумму в размере 50 000 рублей. При общении с сотрудниками банка по телефону, мне пояснили, что данная сумма зачислена «на всякий случай» и что эти деньги могут мне пригодиться. Я сообщил, что мне не нужны деньги на «всякий случай» и что я отказываюсь от этих денег. До сих пор денежная сумма числится у меня на счете. Что необходимо предпринять, чтобы банк отменил операцию по зачислению мне денежных средств?

Ответ: Банк, таким образом, предпринял попытку заключить кредитный договор со своим клиентом, не согласовав существенные условия (сумма кредита, срок, процентная ставка). Однако, при снятии потребителем денежных средств, представленных банком, хотя бы в размере 1 рубля, договор считался бы заключенным.

В связи с этим, чтобы избежать непредвиденных ситуаций (потребитель может случайно снять/перечислить деньги, забыть о том, что это деньги банка и т.п.), необходимо обратиться в банк с письменным заявлением о том, чтобы перечисленная денежная сумма была списана, так как потребитель своего согласия на заключение кредитного договора не давал. Заявление пишется в 2-х экземплярах, один из которых остается у банка, второй – у потребителя с отметкой банка о принятии заявления к рассмотрению. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» срок для рассмотрения заявления составляет 10 дней.