Африка в Иркутске

Главный герой культового фильма «Асса» отужинал в 130-м квартале
Константин Поздняков и Сергей Бугаев в прошлые выходные в Иркутске в 130-м квартале.
Константин Поздняков и Сергей Бугаев в прошлые выходные в Иркутске в 130-м квартале.

С режиссером «Ассы» в ходе съемок фильма.
С режиссером «Ассы» в ходе съемок фильма.

Он шел по 130-му кварталу в бейсболке и очках, а рядом уличные музыканты исполняли знаменитую цоевскую «Перемен!». Вдруг один из них метнулся к прохожему с протянутой кепкой. А тот: «Чувак! Меня под эту песню в кино убивали бандиты, а ты мне тут…» Гитаристы осеклись, и один другого в бок толкает: «Это он! Точно…»

В прошлые выходные в Иркутске неожиданно был замечен Сергей Бугаев по прозвищу Африка — питерский художник, музыкант и актер, сыгравший главную роль в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса» (1987). Этот фильм, вышедший на экраны на сломе эпох, фактически вывел российскую рок-музыку из андеграунда. Хотя на самом деле то кино о другом…

Сергей Бугаев сегодня уже далеко не тот Мальчик Бананан из «Ассы» и не тот юный представитель знаменитой питерской рок-тусовки. Снялся в нескольких фильмах, организует выставки, основал фонд свободных искусств «Институт нового человека», который занимается поддержкой молодых художников, пропагандой и образованием в сфере современного искусства. Он по-прежнему глубоко погружен в творчество и культурологию.

Догнать Бугаева в нашем городе и пообщаться с ним «СМ Номер один» попросил Константина Позднякова, историка и бессменного продюсера известной иркутской рок-группы «Млечный Путь». И… беседа двух неслучайных в музыке людей получилась долгой, обстоятельной и подробной. Вот лишь ее фрагмент:

— Сергей, в чем особенность Цоя? Почему его до сих пор помнят? Он популярен, несмотря на то, что эстеты говорят о заимствованиях некоторых тем из творчества The Cure и т. п.

— Цой, как и Высоцкий — это не только певцы, скорее во вторую очередь они певцы. А в первую очередь они те, кто слагал гимны. Гимн — это такое произведение, которое могут исполнять очень многие, и от этого оно становится только лучше и сильнее. Соответственно это особый дар, который присущ не всем. И мы видим, что гимны Цоя преодолевают границу времени, которая обычно отпускается одному поколению. У меня знакомый водит по Петербургу экскурсии, и он говорит: «Хочу отметить тотальную победу Цоя над всеми, включая Высоцкого. 90% людей на улице в городе Ленинграде поют Цоя». Кому достались оставшиеся проценты, я не успел спросить...

Полностью это серьезное и масштабное интервью будет опубликовано осенью в ежегоднике об истории иркутской рок-музыки, который Константин Поздняков в данное время готовит к выходу в свет на базе Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П.Уткина.

А в нашем городе гость из Санкт-Петербурга был проездом: вместе с археологом Григорием Рыковым, кстати выпускником истфака ИГУ, а также с представителями археологической науки из Иркутского политеха они отправились далее — к подножию Восточных Саян, где проходит их «Экспедиция по поиску следов древнего человека».

1980-е, Питер. Африка и Цой.
1980-е, Питер. Африка и Цой.