45 лет БАМу

Апрель и май — памятные даты для всех строителей легендарной Байкало-Амурской магистрали. В этом году отмечается 45 лет с начала строительства БАМа. Грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской Гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. Получила, но распорядилась ли она этим богатством в полной мере?

 «БАМ нужен, его надо достраивать»

Своими воспоминаниями о стройке века с «Пятницей» поделился председатель Иркутского областного общественного совета ветеранов БАМа Василий Швайкин.

— Василий Антонович, как вы оказались на БАМе? Вы уже были взрослым человеком, с положением, семьей.

— После армии я получил комсомольскую путевку и поехал строить Байкальск. Потом в Братске работал первым секретарем комитета комсомола, был знаком с легендарным Иваном Наймушиным. Весной 1974 года, сразу после XVII съезда ВЛКСМ, в Братск приехал отряд Героя Социалистического Труда, бригадира монтеров пути Виктора Лакомова. И мы их 1 мая встречали на Падунских порогах. Состоялась символическая передача комсомольской эстафеты от ветеранов Братской ГЭС строителям БАМа. Позже мы на бюро комсомола задумались: молодые ребята поехали в тайгу, где ничего нет, одни палатки, а они должны читать, песни петь. И мы на деньги от сбора металлолома и макулатуры купили более двух тысяч книг и пианино и отправили им в подарок. Так у меня зародилось желание поехать с ними. Когда в Кунерме заболел начальник строительно-монтажного поезда 582, меня бросили туда. И в 50-градусный мороз мы с супругой и двумя детьми приехали в Кунерму, находившуюся на самом острие западного участка протяженностью 284 км. Кстати, Кунерму называют Маленькой Швейцарией.

— Красиво?

— Лучше места я нигде не видел. Вдали горы, снег сходит только в июле. И семь озер вокруг. В одном озере окуни водились, в другом сорога. А на озеро, которое называли Голубым, приходили сохатые. И еще три озера в лесу. Это чудо.

— Как работали?

— На работу выходили в 7 часов утра и практически весь участок проходили пешком. У нас в Кунерме жили и работали люди 65 национальностей и народностей. И все жили дружно, были заняты делом. Никаких межнациональных конфликтов не было. У нас был весь Северный Кавказ и, можно сказать, Южный. Сам поселок строила Северо-Осетинская АССР, железнодорожный вокзал и привокзальные объекты — Дагестан, канализационные и очистные сооружения, инженерные сети — Чечено-Ингушетия. А в Звездном станцию строили ребята из Армении, в Ние — грузины, в Улькане — азербайджанцы. Все союзные республики строили объекты в своем уникальном архитектурном стиле. И не только республики. Например, ленинградцы строили Северобайкальск — чудеснейший город. Благодаря слаженной работе мы свой участок сдали на отлично на год раньше срока.

— А были какие-то производственные проблемы?

— Когда строили мост через Киренгу, не хватало мостовых пролетов, а их делали только в Воронеже. И все встало. Мы отправили телеграммы в ЦК ВЛКСМ, те подключили министерство. А в Воронеже комсомольцы тоже понимали, что такое БАМ, они выходили на сверх­урочные, на субботники и сделали пролеты в срок. Так стоился БАМ. С помощью всего Советского Союза!

— Сейчас такое трудно представить.

— У молодежи, которая приехала строить дорогу, был энтузиазм. И они были патриотами страны. Они так были воспитаны! Все прошли трудовое воспитание начиная с пионерских организаций. У нас еще было вдохновение, которое влекло молодежь на стройки, несмотря на то что приходилось работать и по колено в грязи, и в лютые морозы, а летом — комары и мошка. И тем не менее выдерживали, еще и любили, и семьи создавали.

— А артисты к вам приезжали?

— Самой высшей пробы! Левченко, Кобзон, Винокур, Бабкина, Толкунова. Правда, Пугачева не доехала, она только в Братске выступала, но пела великолепно. Космонавты приезжали: Леонов, Попович, Джанибеков, Гуррагча. И это тоже вдохновляло людей. Они жаждали общения! И у нас самих в Кунерме была отличная самодеятельность.

— Василий Антонович, строительство БАМа ведь способствовало развитию нашей области?

— Дорога дала развитие огромным территориям Сибири, Бурятии, Амурской области. Сколько станций, городков, поселков. Мы стали ближе к месторождениям золота, урана, серебра, железа — всей таблицы Менделеева. И все это дает людям работу и перспективу на будущее.

— Вам не было обидно, когда в 90-х все резко изменилось, Гайдар сказал, что стройка бессмысленна, а Говорухин говорил про искалеченные молодые судьбы?

— Не то слово! Конечно, обидно. В 50—80-е годы вся Иркутская область была одной большой стройплощадкой. Столько всего было построено. А потом все рухнуло. 20 лет на БАМе никто палец о палец не ударил. Только возили уголь из Нерюнгри и лес, который пилили вокруг магистрали, а чтобы осваивать месторождения — этого не было. А для чего мы строили? Это же стратегическая магистраль. На 500 км стал ближе океан, повысилась обороноспособность страны.

— А как вы восприняли слова президента о том, что БАМ в высшей степени востребован и что, согласно «Стратегии-2030», объем инвестиций составит около 400 млрд рублей?

— БАМ нужен, его надо достраивать. И не только саму дорогу, но и строить предприятия, развивать промышленность, привлекать людей. Дорога — это жизнь! Это понимали еще при царе, и при советской власти, и я рад, что наконец-то это понимают сегодня.

Соединил Восток и Запад

Мы спросили сегодня у молодых иркутян: «А вы знаете, что такое БАМ?»

Анжелика:

— Железная дорога, которую строили в СССР. У моей тети друзья строили участок, где Таксимо, там и остались жить. И сейчас что-то строят.

Евгений:

— Это железная дорога — Байкало-Амурская магистраль. Ее строили, чтобы соединить Восток и Запад.

Амгалан:

— Конечно, знаю, это Байкало-Амурская магистраль.

Кристина:

— Нет, не слышала.

Саша:

— БАМ? Байкальская автомобильная магистраль? Железная дорога? Теперь буду знать.