4400 часов жизни под водой

В водном мире он свой — в глубинах океанов, среди погибших кораблей, морских чудищ и утонувших сокровищ
Текст: Андрей Коршунов , Фото: автора и из открытых источников , СМ Номер один , № 39 от 3 октября 2019 года , #Общество
Линкор «Бисмарк» с пушками самого большого во время Второй мировой войны калибра был потоплен англичанами, объявившими на него охоту в отместку за свой крейсер.
Линкор «Бисмарк» с пушками самого большого во время Второй мировой войны калибра был потоплен англичанами, объявившими на него охоту в отместку за свой крейсер.

Евгений Черняев, инженер, командир глубоководного подводного аппарата «Мир-2», Герой России (2008).
Евгений Черняев, инженер, командир глубоководного подводного аппарата «Мир-2», Герой России (2008).

Евгения Черняева, командира глубоководных кораблей «Пайсис» и «Мир-2», Героя России, наш еженедельник догнал уже в Свирске. До этого он принял участие в круглом столе, проведенном в Иркутске учеными и общественниками, где одной из тем обсуждения стало возобновление работы глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», реализация проекта возвращения «Миров» к работе на Байкале. Иркутских ученых беспокоит намерение Министерства науки и высшего образования РФ законсервировать «Миры», сделать из них музейные экспонаты. Если это произойдет, восстановить их будет невозможно. Таким образом, инициатива Евгения Черняева совместно с фондом «Байкал Интеграция» способна спасти «Миры» от консервации и одновременно вывести экологический мониторинг Байкала на качественно новый уровень.

А нашему еженедельнику Герой России подтвердил следующее: заметные научные открытия возможны и в XXI веке. Он видел глубины всех океанов мира, исследовал Байкал и Бермудские острова и провел бесчисленное количество уникальных подводных работ. А еще Черняев открыл новые виды животных и нашел сокровища.

Несмотря на то что в открытом доступе о знаменитом подводнике достаточно информации, участники встречи в Свирске узнали много новых подробностей о работах ученого на Байкале и в других местах подводного мира планеты.

Камни, всплывающие со дна Великого озера

С Байкалом Евгения Черняева связывают несколько лет жизни. Впервые Великое озеро ученый исследовал в составе экипажа глубоководных кораблей «Пайсис» в 1977 году. Один из этих аппаратов в настоящее время представлен в экспозиции Байкальского лимнологического музея в Листвянке.

Второй заход ученого на Байкал произошел в сезоны 2008—2010-х годов уже в качестве командира корабля «Мир-2». За три года подводники совершили здесь 178 погружений.

— Байкал — уникальное озеро, поскольку представляет собой маленькую модель Мирового океана, — говорит Евгений Сергеевич. — Но если в океане один интересный объект может находиться от другого объекта на расстоянии десятков километров, то в Байкале все находится рядом. Поражает, что каждый раз, когда совершаешь погружение, оказываешься в новых необычных условиях — с необычной геологией, флорой или фауной. Чуть-чуть сместился в сторону — и опять что-то интересное. Поэтому, чтобы по-настоящему исследовать Байкал, требуются не годы, а десятилетия.

— Одно из самых сильных впечатлений я испытал, когда мы впервые изучали залежи газогидратов на дне озера, — рассказывает подводник. — Газогидраты — это образованные при большом давлении соединения воды и газа. Таких огромных пластов, как на Байкале, мы нигде до этого не видели.

С большим трудом тогда удалось взять образец. Маленький кусочек газогидрата напоминает слегка прозрачный мрамор. «Рука» манипулятора сжимала «камушек» перед иллюминатором, когда Черняев его рассматривал, и, видимо, оказала чрезмерное давление. Внезапно камушек рассыпался… Но осколки, вместо того чтобы просыпаться на дно, вдруг превратились в пузырьки и устремились вверх. Выглядело это очень мистически.

— Еще мы наблюдали газовые фонтаны со дна озера и высачивания нефти. Когда брали образцы последних, они тоже ломались и уплывали от нас к поверхности.

Во время байкальской эпопеи на «Мирах» на дне озера побывало много известных личностей. В частности, на аппарате «Мир-2» под командованием Евгения Черняева в августе 2009 года опускался Владимир Путин, тогда пребывавший в должности премьер-министра.

— Изначально планировали опуститься на 300 метров, — повествует подводник. — Но это было опаснее, поскольку в месте погружения отвесная стенка, за которую аппарату сложно зацепиться. Поэтому предложили Путину опуститься на дно Байкала на глубину 1000 метров. Он согласился, благодаря чему увидел гораздо больше впечатляющих подводных картин.

Золото Колчака или консервные банки

Одной из задач «Мирам» на Байкале ставилась проверка гипотезы о нахождении в озере так называемого золота Колчака. По одной из версий, чехословаки, в годы Гражданской войны захватив эшелон с золотым запасом России, во время сделки с большевиками в Иркутске выговорили условие: часть этого золота они заберут с собой. Далее, следуя по Кругобайкальской железной дороге, чехословацкий состав потерпел крушение, и два последних вагона упали с откоса в воду. Кто-то из местных историков-исследователей утверждал, что именно в них и были золотые слитки.

Один из сторонников теории историк из Бурятии Алексей Тиваненко принял участие в экспедиции «Миров» и совершил с ними шесть погружений в месте, где предположительно произошло крушение. По окончании экспедиции историк заявил, что сокровища Колчака обнаружены! С его слов, во время погружений были найдены пудовые металлические бруски, которые, к сожалению, не удалось захватить манипулятором и поднять на поверхность. Это, по мнению Тиваненко, и была часть захваченного чехословаками золотого запаса России.

В конечном итоге его версия не подтвердилась.

— Мы действительно нашли под водой остатки вагонов, рельсы, фермы моста, который был взорван, — передает увиденное Евгений Черняев. — Но у меня большой опыт исследования мест гибели кораблей, и я знаю, что когда на поверхности происходит внезапная катастрофа, то под водой оказывается много сопутствующих предметов, которые были на этом корабле. На Байкале же кроме фрагментов вагонов и железнодорожного полотна никаких других предметов той эпохи не было. Следовательно, были взорваны пустые вагоны. Например, для отвода глаз. Если у чехословаков и было с собой золото, то оно осталось не в Байкале.

Кроме того, я находил и знаю, как выглядит золото под водой. Поэтому могу с уверенностью сказать, что металлические бруски, которые мы нашли, не были золотыми. Золото под водой имеет зеленоватый цвет и не блестит. Тиваненко же ориентировался на блеск, поэтому в каждой консервной банке ему мерещился клад.

«Черные курильщики» могли погубить аппарат

Евгений Черняев — один из первых людей, который вблизи наблюдал «черного курильщика». Так иносказательно называют гидротермальные источники на дне океанов. Они образуются на глубине от двух до пяти тысяч метров под водой. Их изучение стало возможным только с появлением аппаратов, которые способны погружаться на глубину до шести км.

— На всей земле только четыре подобных аппарата, — уточняет подводник. — Причем два из них принадлежат России. Это «Мир-1» и «Мир-2». По функционалу и безопасности они значительно опережают конкурентов.

«Черные курильщики» образуются, когда вода вблизи океанического дна проникает по трещинам в недра Земли, нагревается до температур в несколько сот и даже тысяч градусов и под большим давлением устремляется к поверхности. На своем пути она расплавляет любые породы и увлекает с собой разные химические элементы.

Вырываясь на поверхность, на дне океана это «жидкое пламя» вступает в контакт с ледяной водой океанического дна. Химические элементы, принесенные раскаленным потоком, в холодной воде кристаллизуются и становятся похожими на дым. Благодаря такому эффекту явление и получило свое название.

Сходство усиливают блестки пирита, которые, как искры, разлетаются в разные стороны, ­говорит ученый. На аппарате «Мир-2» ему удалось в непосредственной близости произвести видеосъемку «черного курильщика».

Помпейские черви на вулкане

— Поначалу, когда впервые столкнулись с этим явлением — «черными курильщиками», — продолжает рассказ Черняев, — мы совершенно не представляли его природу. Увидев впервые это чудо, я стал фиксировать извержение на внешнюю видеокамеру, управляя ею с помощью манипулятора. И только потом я узнал, что струя «жидкого пламени» может расплавить даже тугоплавкие металлы, а не только обшивку и иллюминатор «Мира». Если бы я подошел ближе, чтобы «снимать с рук» через иллюминатор, то попал бы в зону действия раскаленного потока. Корпус «Мира» мгновенно расплавился бы, произошла бы разгерметизация, а экипаж корабля так и погиб бы, не осознав, что случилось.

«Черные курильщики» — очень красивое явление. Вблизи поверхности раскаленная вода остывает, и химические элементы оседают на стенках канала, постепенно залепляя его. Воде приходится искать новый выход. Таким образом, образуются подводные «замки» высотой несколько десятков метров. Из вершины «замка» идет «дым», а вокруг кишат миллиарды разнообразных форм жизни: от бактерий до животных.

Этот оазис находится в абсолютной темноте, и видим мы его, только когда приходим со своим светом. После долгого путешествия через мрачные толщи воды мы попадаем в бурлящий сказочный мир. Но существовать этот мир может, пока действуют гидротермальные источники, говорит подводник.

Всего Евгений Черняев работал в 20 гидротермальных районах. Во время этих экспедиций им было сделано несколько открытий мирового значения. Одно из них — помпейский червь. Это животное, которое может существовать в самых экстремальных температурах. Выглядит оно очень демонически. Помпейский червь был так назван за свой необычный способ обитания. В отличие от жителей Помпеи, это существо прекрасно себя чувствует на подводном вулкане.

Про курение

Важным залогом того, что жизнь сложилась интересно и насыщено, Евгений Черняев считает то, что он ни разу в жизни не курил. «С детства я увлекался спортом, плаванием. Это меня и удержало», — считает он.

— Внутри аппарата мы не так дышим, как в обычных условиях. Когда закрывается люк, там условия по углекислоте сразу становятся в пять раз хуже, то есть дышать труднее. В ходе погружения — уже в десять раз хуже. А на «Пайсисах» условия были в хуже раз в 20.Тем не менее таких мелочей я даже не замечал. Но все курящие в составе экипажа не выдерживали и уходили. И только в 48 лет впервые при всплытии я увидел, что не различаю делений на приборах. Это стало первым сигналом, что запас здоровья ограничен даже у меня!

Когда на глубоководный корабль попадает курящий человек, во время погружения отчетливо ощущается, что у него другой выдох — нечистый. Человек накапливает вредные вещества в себе и выпускает их во время дыхания. Жилой отсек на «Мире» маленький, и, естественно, сразу чувствуется, кто чем дышит.

— Чтобы нивелировать негативный эффект от курильщика, мне приходилось настраивать разные фильтры. Но даже они не могут отработать всю «грязь». У нас все курящие не выдерживали и уходили. А мой запас здоровья долгое время позволял мне не чувствовать сложности работы на глубоководных аппаратах. В настоящий момент, в возрасте 64 лет, я активно занимаюсь хоккеем, хотя до этого никогда не играл, много путешествую и веду активный образ жизни. Благодаря тому, что я сохранил здоровье, сейчас мне очень интересно жить!

Сокровища затонувших кораблей

Большой объем работы на разных глубоководных аппаратах Евгений Черняев выполнил в местах гибели различных судов. Среди них крупнейший военный корабль, построенный во время Второй мировой войны, — немецкий линкор «Бисмарк». Он должен был уничтожать все корабли противоборствующей стороны, что появлялись на водной глади в зоне его видимости. Но единственной жертвой «Бисмарка» оказался английский крейсер «Худ». В отместку англичане объявили охоту на немецкий линкор и потопили его.

В течение нескольких лет «Миры» работали с международными группами на месте гибели «Титаника». Благодаря этим экспедициям знаменитыми режиссерами Лоу и Кэмероном сняты несколько всемирно известных фильмов о гибели лайнера.

За время работы на «Титанике» Черняев совершил более 80 спусков к кораблю и провел на его палубах и на поле обломков «Титаника» более тысячи часов.

— Однажды в тропиках мы работали по частному заказу и нашли на глубине пяти километров деревянную шхуну, затонувшую в начале XIX века, — рассказывает подводник. — Это был единственный случай, когда я нашел настоящий клад. Хотя до этого было много заказов на поиски и галеонов, и каравелл. На шхуне мы обнаружили больше трех тысяч серебряных и несколько золотых монет конца XVIII века, а также золотую табакерку и много менее ценных предметов. Две серебряные монеты из того клада в качестве сувениров хранятся в моем личном музее.

Погибшие российские корабли

Особо Евгений Черняев выделяет выполнение государственных заданий на месте аварий советских и российских атомных подводных лодок.

— Самая известная из них ­— катастрофа на атомной подводной лодке «Курск» в 2000 году. На месте ее гибели нашей задачей было определить состояние перегородки между первым и вторым отсеками и установить причину гибели судна. Работы осложнялись тем, что мне нужно было пробраться в первый отсек и оттуда, действуя манипуляторами, исследовать перегородку. Также нам удалось поднять на поверхность несколько тел погибших моряков, — вспоминает Черняев.

Еще одну крайне важную работу команда проделала на месте гибели атомного подводного корабля «Комсомолец», затонувшего в 1989 году. Подводная лодка потерпела аварию в Норвежском море и опустилась на глубину 1700 метров. Нужно было принять меры, чтобы не допустить утечки радиации с судна.

В течение семи лет мы провели полную консервацию подводной лодки, что позволило государству сэкономить значительную сумму денег, избежав огромных компенсаций за радиационное загрязнение окружающей среды и расходы на сложную операцию по подъему и эвакуации судна. Результаты нашей работы подтвердили инспекторы МАГАТЭ и представители норвежской стороны.

Первопроходцы на подводном Северном полюсе

Еще одной важной экспедицией, в которой Евгений Чернов принимал участие, стала операция по установке российского флага на Северном полюсе на дне Северного Ледовитого океана. В ходе этой операции люди впервые достигли дна в точке географического Северного полюса.

Также экспедиция определила, что подводный хребет Ломоносова, пересекающий Северный полюс, является частью российского континентального шельфа. Тем самым ученые закрепили за Россией огромные природные богатства в этой части Мирового океана.

— Это была сложнейшая операция, которая потребовала серьезной доработки аппаратов и системы обеспечения их работы. «Миры» должны были спускаться и возвращаться в узкую форточку, свободную ото льда. При том, что навигационные приборы вблизи Северного полюса не работают, а лед отражает сигналы специальных буев, на которые ориентируются подводные аппараты во время погружения. Вдобавок обрывалась связь с надводным сопровождающим судном «Академик Федоров». Двигались к Северному полюсу практически на ощупь. Тем не менее задачу выполнили. Кроме того, во время экспедиции мы применили и отработали новейшие технологии, приобрели уникальный опыт, который теперь можем использовать в дальнейших работах.

На глубине не место конфликтам, она усыпляет

— Конечно, во время погружений возникали разные ситуации, — продолжает Евгений Черняев. — Был, например, случай на Байкале, когда мы работали с Александром Лисицыным. Прямо над ним лопнула одна трубка, и вода полилась внутрь аппарата. Но слава богу, справились с ситуацией. Зато сейчас Лисицын стал академиком. Так сказать, благословленный байкальской водой!..

А вот конфликтов у экипажа во время погружений бывает мало, утверждает подводник. Наоборот, вода на глубине действует умиротворяюще. Многие просто засыпают.

— Вообще, «Миры» имеют мощную систему безопасности. Все системы управления продублированы на случай отказа какой-либо из них. Технология безопасности тоже отработана до мелочей. В частности, на больших глубинах «Миры» могут работать только в паре. Эту «роскошь» могут позволить себе только наши аппараты.

Также «Миры» имеют самый большой запас жизнеобеспечения среди кораблей своего класса. Экипаж может работать внутри аппарата в течение суток. А в аварийном режиме «Мир» может продержаться трое суток. Но вся работа с глубоководными аппаратами построена таким образом, чтобы сопровождающее судно нашло нас и подняло на борт в кратчайшие сроки.

А вообще, на глубине опасностей не больше, чем на поверхности, уверяет Герой России Евгений Черняев.

За время работы на «Титанике» Черняев совершил более 80 спусков к кораблю и провел на его палубах и на поле обломков более тысячи часов.
За время работы на «Титанике» Черняев совершил более 80 спусков к кораблю и провел на его палубах и на поле обломков более тысячи часов.